Куратор программ британского бакалавриата по маркетингу в Британской высшей школе дизайна Кей Бейнс рассказал о том, в чем важность высшего образования в сфере маркетинга.
Многие считают, что для успешной карьеры в сфере маркетинга не нужно иметь специализированного высшего образования. Или вполне достаточно диплома экономиста, полученного, скажем, лет 10 назад. Но это не так.
Маркетинг — это очень живая вещь, которая быстро меняет мир, и сама меняется вместе с ним. Это не просто теоретическая дисциплина, это практическое управление любым бизнесом, которое включает в себя также аспекты креативности. В целом, маркетинг стал гораздо более креативной сферой, чем раньше, это настоящее искусство. Поэтому одного изучения классического менеджмента и экономики сейчас мало, важно также учитывать «живую составляющую», которая относится к практическому управлению и пониманию бизнес-процессов.
Особенность британского подхода заключается в том, что в отличие от фундаментального российского образования вы не будете тратить огромное количество времени на изучение общетеоретических экономических дисциплин, которые очень опосредованно влияют на бизнес и управление компанией, а будете фокусироваться на том, как они влияют ежедневную работу маркетологов, как они интегрированы в бизнес-процессы компании и как они влияют на прибыльность бизнеса.
В этом и есть уникальность. Это тот самый западный подход, который не учит вас навыкам, которые вы не сможете использовать, а учит тем навыкам, которые позволят вам с первого дня прийти в корпорацию и понимать, как именно она устроена, какой вклад вносите конкретно вы и, самое главное, как сделать потребителя счастливым.
Я преподаю маркетинг на разных курсах и знаю, что высшее образование в этой сфере дает хорошую теоретическую базу, понимание основ и ключевых понятий маркетинга. Наличие диплома о высшем образовании в маркетинге показывает потенциальным работодателям, что у вас есть хорошее понимание различных приемов маркетинга. Я заметил, что с каждым годом студенты становятся более требовательными и любознательными, хотят развиваться и расти. Многие мои студенты в России планируют работать на международном рынке и хотят знать инсайты и особенности глобального маркетинга.
Чтобы понять особенности маркетинга какой-либо страны, нужно в первую очередь знать своего потребителя, существующие ограничения и законы конкретного региона, словом, нужно проводить исследование рынка.
Перед выходом на рынок в любой стране также важно составить план продвижения и знать уникальность своего продукта или сервиса, чтобы потребители четко понимали его преимущества. Необходимо учитывать также культурные и языковые различия, знать, где «сидят» пользователи, чтобы можно было оптимизировать свое онлайн-представительство в соцсетях.
Приведу в пример ИКЕА. Как вы, наверное, знаете, в августе 1998 года в результате финансового кризиса многие иностранные компании ушли с российского рынка, но ИКЕА осталась. Руководители компании использовали стратегический подход к маркетингу и посмотрели на долгосрочную перспективу развития рынка. Проведя подробное исследование потребителей и изучив их нужды и особенности менталитета, ИКЕА удалось запустить удачную кампанию, которая хорошо легла на местные реалии.
Сейчас многие считают, что классический маркетинг устарел и нужно фокусироваться на digital-сфере. Но возьмем в качестве примера компанию Lego — в России она по-прежнему использует приемы традиционного маркетинга: наружная реклама, флайеры, постеры для промо своих продуктов. То есть, на самом деле, важен баланс. Действительно, digital-маркетинг постоянно развивается и движется вперед, но и традиционный маркетинг все еще остается релевантным.
Для успешной карьеры в маркетинге важен баланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, студенты должны уметь применять свои знания на практике, создавать отчеты, презентации, работать с различными командами, а также улучшать свои знания английского и навыки общения.
В эпоху глобализации маркетинг продолжает стремительно развиваться, благодаря новым технологиями и постоянно меняющемуся поведению потребителя. Поэтому для маркетолога важно уметь быстро реагировать на изменения в социуме, адаптироваться к новым реалиям и рыночным стандартам и мыслить глобально. Также необходимо помнить, что все в ваших руках. Я сам работал на разных позициях в разных компаниях и сейчас оказался в образовательной сфере, поэтому ваш успех и карьерная траектория зависят в первую очередь от тех усилий, которые вы прикладываете и от того, как упорно вы работаете. Секрет в том, чтобы постоянно двигаться вперед, развиваться, узнавать что-то новое.