Компания TelecomDaily исследовала самые популярные в России мобильные приложения для Android и iOS и выяснила, какие из них собирают больше всего данных о пользователях. Sostav ознакомился с результатами исследования.
Аналитики проверяли, хранят ли приложения имена, фамилии, электронные адреса и номера мобильных телефонов и другие данные, а также какую информацию о телефоне пользователей они собирают: от местоположения и доступа к контактам до модели сотового и данных о мобильной сети и Wi-Fi, всего 30 различных параметров, которые и приняли за 100%.
Топ-10 выглядит следующим образом:
- «ВКонтакте» — 83,3%
- «Госуслуги» — 63,3%
- «Одноклассники» — 63,3%
- Facebook — 56,7%
- «Тинькофф» — 56,7%
- «Сбербанк.Онлайн» — 56,7%
- Ozon — 46,7%
- «Мегафон» — 43,3%
- Qiwi Wallet — 43,3%
- HeadHunter — 43,3%
Приложения Tiktok, Likee, Wildberries, Aliexpress, «Юла», Uber, «Яндекс.Маркет», («Беру»), Pinterest и Sunlight собирают 40% данных, Instagram — 36,7%.
«То, что приложения собирают данные о пользователях, не секрет: когда мы устанавливаем программу на смартфон, то принимаем условия политики конфиденциальности и даем приложению разрешения на доступ к устройству. А вот как хранятся эти данные и насколько все это безопасно — отдельный вопрос», — комментирует генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
Для исследования были отобраны топ-100 мобильных приложений для Android, представленных в Google Play и iOs в Apple Store, на основании собственных данных TelecomDaily о количестве их загрузок. Каждое приложение было проверено по 30 параметрам собираемых данных, где сбор 30 данных был принят за 100%. Оценка производилась путем установки приложений на смартфоны, регистрации в них и изучения политик конфиденциальности. Собираемые данные об устройстве и сети оценивались на основе данных публичных сервисов.
Ранее Apple ужесточила правила конфиденциальности. Она обязала разработчиков добавить «этикетки» с данными пользователей, которые собирает приложение. Также разработчики должны раскрыть, как они отслеживают пользователя, например, через геолокацию, банковские карты и историю поиска.