Участники коммуникационной индустрии и российские пользователи заново открывают для себя отечественные платформы, которые пытаются занять нишу заблокированных соцсетей. Команда Pro-Vision Communications внимательно следила за развитием этих инструментов и поделилась с Sostav мнением об их сильных и слабых сторонах.
«ВКонтакте»
Самая крупная социальная сеть в России. Только с 13 февраля по 13 марта её дневная аудитория выросла на 4 млн человек (+8,7%) и превысила 50 млн пользователей. Цифры, безусловно, впечатляющие, но достаточно ли этого, чтобы назвать «ВКонтакте» хорошим инструментом продвижения?
Плюсы:
- Охват. Какой бы ни была ваша целевая аудитория, её представители точно есть в «ВКонтакте».
- Есть таргетированная реклама, вы можете создать сайт и даже магазин прямо на площадке, да и в целом инструментов для бизнеса довольно много.
- Возможность создавать и публиковать разнообразный контент: фото, горизонтальные и вертикальные видео, GIF, статьи.
Минусы:
- Низкие органические охваты, по крайней мере, на текущем этапе.
- Низкое вовлечение пользователей, а также низкие показатели Engagement Rate даже при запуске таргетированной рекламе.
- Мешанина из функций. Через «ВКонтакте» можно заказывать еду и такси, искать работу, совершать покупки. В теории эти опции могут быть довольно полезными, но пока они плохо структурированы и только отвлекают внимание.
- Тем, кто привык к интерфейсу Facebook* образца 2022 года и Instagram* (*запрещённые в РФ соцсети; принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена), перестроиться на работу с «ВКонтакте» может быть сложно.
Telegram
В марте 2022 года Telegram впервые обошел WhatsApp по объёму трафика в России. Его доля среди популярных мессенджеров в стране сейчас составляет 63%. Но как и в случае с «ВКонтакте», использование творения Павла Дурова в качестве инструмента продвижения связано с рядом нюансов.
Плюсы:
- Быстрый, стабильно работает.
- Есть удобный функционал для бизнеса, возможность создавать и монетизировать каналы, работать с видео и фото, публиковать опросы.
Минусы:
- Это все же мессенджер. Здесь нет удобной ленты для просмотра контента, сообщений в день публикуется огромное количество, и вы просто физически не сможете их прочитать.
- В конце 2021 года появилась официальная таргетированная реклама. Но как пользоваться этим инструментом бизнесу, если стартовый бюджет для запуска составляет € 1 млн?
- Если вы завели Telegram-канал, наполнять его контентом нужно постоянно, минимум 2−3 раза в день. В противном случае он быстро сползёт вниз в общем списке.
Yappy
Если коротко — отечественный аналог TikTok.
Плюсы:
- Возможность редактирования видео с помощью внутренних инструментов.
- Оригинальный интерфейс.
- Можно выкладывать не только собственные видео, но и делать реплаи и коллабиться с другими роликами.
Минусы:
- Пока мало эффектов, фильтров и масок.
- А багов, наоборот, много.
- Скудный контент.
- Нельзя ограничить неподходящий контент.
- Можно использовать только свою музыку, общедоступной библиотеки нет.
- Слабая модерация.
- Нет возможности удалять комментарии.
«Яндекс.Дзен»
Еще одна крупная площадка, но тоже со своей спецификой.
Плюсы:
- Дополнительный охват среди целевой аудитории. Никогда не помешает.
- Неплохо подходит для развития персонального бренда.
- Появился раздел с видео, где можно монетизировать свои ролики. Неужели у YouTube появится российский конкурент?
Минусы:
- Нет накопительного эффекта. Как только вы перестаете публиковать контент, сразу же начинается просадка по охвату. Очень низкие органические показатели. Необходимо обязательно закупать просмотры и прочтения.
- Сложность в производстве контента. Не у всех есть ресурсы для регулярной подготовки лонгридов.
- Практически не даёт заметного трафика и конверсии, поскольку канал находится на верхнем уровне воронки продаж, где потребители только знакомятся с брендом.
- Недочеты технического характера. У нас, например, регулярно возникают сложности с форматированием текста. Что это — кривой код или результат хакерских атак, пока остается неясным.
«ЯRus»
Стартап нижегородских разработчиков, который позиционируется как «социальная лента», то есть гибрид социальной сети и новостной ленты. Сырой, но перспективный.
Плюсы:
- Объединяет функционал сразу нескольких социальных сетей.
- Позволяет создавать тематические ленты.
- Без рекламы.
- Есть возможность монетизировать писательские навыки.
Минусы:
- Довольно сырой продукт с непривычным и неинтуитивным интерфейсом и плохо настроенными алгоритмами.
- Постоянно вылетает.
RuTube
Развивающийся российский видеохостинг, популярный в регионах.
Плюсы:
- Быстрая регистрация и загрузка роликов.
- Понятный (или знакомый?) интерфейс.
- Лёгкая монетизация.
Минусы:
- Некорректные поиск и рекомендации.
- Длительная модерация видео.
- Нет экспорта в соцсеть «ВКонтакте», переходы возможны только по ссылкам.
- Слабая техподдержка и много рекламы.
TenChat
Одна из немногих экспертных платформ, доступных в России.
Плюсы:
- Есть возможность продвинуться при наличии экспертных знаний.
- Неплохие инструменты для поиска клиентов и профессионального нетворкинга, много инсайтов, информации и аналитики.
Минусы:
- Субъективная модерация.
- Баги на этапе регистрации.
- Приложение периодически вылетает.
ORM (Online Reputation Management)
Позволим себе немного отвлечься от текущего формата и включить в список не платформу, а услугу, которая тем не менее востребована у наших клиентов. Что в цифровую эпоху может быть важнее управления репутацией товара или бренда в интернете?
Плюсы:
- Оптимально подходит для создания и поддержания позитивного имиджа компании, человека, товара или услуги в интернете.
- Высокая степень влияния на потребителей, которые не доверяют рекламе.
- Можно отрабатывать негативные публикации и снижать градус негатива в случае возникновения кризисных явлений.
- Позволяет выявлять проблемы с качеством товаров или услуг благодаря изучению негативного контента от покупателей.
Минусы:
- Трудность с оценкой эффективности — стандартные KPI’s в случае с ORM не работают.
- Накопительный эффект — результат можно увидеть спустя 5−6 месяцев непрерывной работы.
Все перечисленные площадки обладают разной концепцией и функционалом. Однако выводы после их вдумчивого тестирования оказались похожи: непривычно, но работать можно. Кроме того, переход на российские платформы позволяет расширить не только воронку продаж, но и доступный инструментарий, а значит и охватить новые целевые аудитории. Весьма неплохая перспектива, как нам кажется.