Иллюстрация Fotolia
Социальные сети приносят значительный ущерб экономике, так как работники используют время не по назначению. В 2012 году потери от активности россиян в соцсетях составили 281–311 млрд рублей, подсчитали в консалтинговой компании ФБК.
Нецелевое использование рабочего времени приводит к вполне определённым экономическим потерям: работодатель фактически оплачивает «сидение» работника в соцсети. Кроме того, существенно снижается производительность труда – чтобы восстановиться после перерыва, необходимо более 20 минут.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что это примерная оценка, основанная на изучении аудитории Рунета, времени, проведенном в соцсетях, данных о размере заработных плат и других факторов. Эксперты исходили из того, что к концу 2012 года число пользователей социальных сетей в России достигло 51,8 млн человек. По данным СomScore, в среднем россияне проводили в социальных сетях 25,6 минут в день (12,8 часов в месяц), в том числе и на работе. Согласно расчетам ФБК, в 2012 году каждый работник – активный пользователь соцсетей потерял 3187,2 минуты, или 53,1 часа рабочего времени. Нижняя граница экономических потерь составила 281,7 млрд рублей, верхняя – 311,5 млрд.
Наибольший экономический ущерб причинили те, кто трудится в сфере финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (67,9 млрд рублей), на втором месте – работники образования (39,8 млрд), на третьем – государственного управления и обеспечения военной безопасности и социального страхования (36,6 млрд). Самые незначительные экономические потери от пользователей, занятых в сельском и лесном хозяйстве (0,9 млрд рублей).
Если сравнивать потери с некоторыми расходными статьями федерального бюджета, то они сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта или с половиной расходов федерального бюджета на образование, отмечает Николаев.