Рост числа новых продуктовых магазинов в России с января по сентябрь 2020 года составил всего 3,4%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование 2ГИС. Это самая низка динамика за последние три года. Для сравнения, за тот же период 2019 года прирост составил 19,5%, до 135 тыс. точек.
Снижение темпов открытия новых магазинов ритейлеры объясняют кризисом, который коснулся их несмотря на рост продаж во время пандемии. Представитель «Магнита» рассказал изданию, что к сентябрю в сети насчитывалось 12,15 тыс. магазинов, прирост с начала года составил 2%. X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») за 11 месяцев увеличил количество новых точек на 6,4%, до 16,2 тыс.
Представитель сети «Верный» отметил, что до кризиса крупные ритейлеры массово открывали новые точки, но теперь им пришлось так же активно закрывать нерентабельные магазины. При этом в некоторых регионах рост сдерживает антимонопольное законодательство, согласно которому доля крупнейших игроков не должна превышать 25%.
Эксперты отмечают, что ритейлеры начали делать ставку на интернет-магазины и дарк-сторы. X5 Retail Group владеет семью такими магазинами, «Вкусвилл» планирует открыть около 50 точек. Также аналитики ожидают, что в 2021 малые и средние игроки сократят свое присутствие. Динамика по открытиям магазинов в следующем году будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране.
В «Верном» уверены, что продуктовая розница все же ускорит темпы развития, особенно востребованным будет формат небольших, до 500 кв. м, точек. В «Магните» полагают, что в 2021 году отрасль увеличит свое физическое присутствие за счет дискаунтеров. Несмотря на кризис, рынок продовольственной розницы по итогам года вырастет. В Infoline ожидают, что его оборот увеличится на 1−1,8%, до 16,3−16,4 трлн руб.