Российская креативная неделя — с 3 по 7 июля — задает ожидания одним названием. Хочется не просто услышать людей, создающих индустрию в нашей стране, но и понять, чем отечественный креатив отличается от мирового и как он продвигает современные национальные ценности. Скажу сразу — ясности не прибавилось. Первые три дня посвятили бизнес-программе, темы были заявлены такие, что было полезно прийти и айтишникам, и дизайнерам, и просто тем, кто следит за рынком. Фестивальная часть проходила все дни: зрители посетили лекции и мастер-классы, а также экспозицию «История российского дизайна. Национальные традиции и современность». Корреспондент Sostav побывал на обеих программах и порассуждал, нужно ли такое мероприятие сейчас и что могли почерпнуть на нем для себя все желающие.
Деловая программа проходила в кластере МГУ «Ломоносов». К сожалению, провести время в этом чудесном здании мне удалось только в пятницу. Первым делом я посмотрел программу: среди лекций я нашел действительно интересную тему — «Культурный код в локальной идентичности: народные художественные промыслы — межсекторное взаимодействие, новые смыслы и современное позиционирование». На панельной дискуссии обсуждали использование народного искусства в оформлении мероприятий. Вначале спикеры продемонстрировали опыт взаимодействия с культурной айдентикой населения многих регионов страны. Мне, как коренному москвичу, было интересно узнать не только о хохломе и жостовских подносах, но и об уникальных ремеслах Тюменской области и Пермского края. Однако ознакомительная часть длилась недолго — она переросла в рассказ спикеров о мероприятиях в целом. На священном совете (с самим собой) было принято решение двигаться дальше.
Вторая дискуссия была на тему «Архив и нейросети: как технологии помогают изучать наше прошлое». Я понимаю существующий вокруг нее ажиотаж, но уже надоело видеть натужные попытки всего мира объединить ИИ с разными элементами нашей жизни. Тем не менее, я услышал очень интересный рассказ директора по науке Центра Genotek Александра Ракитько о том, как нейросети задействованы для поиска связей с историческими предками человека. Кроме того, выступил журналист, специалист по семейной истории, автор телеграм-канала «Генеалогика» и подкаста «Откуда родом» Иван Корякин, руководитель сервиса «Поиск по архивам» «Яндекса» Александр Болховитянов и директор по продукту проекта Андрей Михеев. Эксперты рассказали, как составить свое генеалогическое древо, в том числе с помощью этой услуги. Позже дали слово главе архива Вологодской области Кириллу Ковалеву, заместителю директора по цифровизации Российской государственной библиотеки Павлу Лушникову и Директору по маркетингу газеты «Советский спорт». Они рассказали об этапах оцифровки документов и изданий в России, а также рассказали, что все выпуски «Вечерней Москвы» и «Советского спорта» пополнили базу сервиса.
Третью панель посвятили витринам с точки зрения их использования для продвижения услуг. Спикеры рассказали о своем опыте работы с такими поверхностями. Например о том, как умельцы смогли превратить входную группу в произведение искусства, мимо которого нельзя пройти. После роскошных московских и петербургских примеров пошли региональные. Настоящее торжество креатива из того, что нашлось под рукой. Провинциальный магазин тканей с милитаристской композицией. Региональное кафе с непроработанным дизайн-кодом. Абсолютно пустое место перед рестораном в Мурманске, зато с зарядкой для электромобилей. При этом ведущие мероприятия восторгались представленными кейсами, что удивительно, ведь лучше было рассмотреть их детально, выделить то, что не нравится, и подсказать, как исправить недочеты, чем постоянно восхищаться «косенькими, зато своими» примерами.
Заглянул я на запись открытых интервью Forbes Club. Успел только на последнюю часть с экспертом по стратегическому внедрению ИИ Сергеем Кобелевым. Специалист считает, что нейросеть не может отобрать рабочие места у людей. Отмечу хорошую подготовку ведущего и гостя — слушать было интересно.
В воскресенье я отправился в Новую Третьяковку на Крымском Валу. Там состоялась лекция создателя и креативного директора бренда «Привет, Мишка» Екатерины Григорьевой. Спикер рассказала о том, как современные дизайнеры используют артефакты советского прошлого в своих изделиях, как выглядели творческие решения в период становления новой российской культуры и их интерпретации спустя три десятилетия. По словам дизайнера — далее практически дословно — обращение к советским атрибутам служит восстановлению культуры России. С этим сложно согласиться. В Советском союзе множество культурных направлений создавались с «чистого листа». Отрицая все, что делали «буржуи и их друзья» ранее. Потому почти все, что было создано искусственным образом, кануло в Лету. Лекция проходила возле выставочного зала с историей российского дизайна
Форум безусловно полезен для индустрии. Здесь есть место для нетворкинга представителей самых разных креативных направлений. Однако исполнение было далеко не безупречным. В дискуссиях не хватало внутреннего конфликта. Похвала в унисон как будто отменяла критическое мышление.
В заключение хочется сказать, что в России нужно перестать бояться искать недостатки в прошлом и настоящем. Только так можно объективно и всесторонне оценить креатив, сравнимый с большим полем цветов. На нем есть и ромашки, и вьюнки, а также репейники и даже венерины мухоловки. Такой подход отменит ворчание заслуженных людей индустрии в адрес молодежи. А последние начнут принимать произведения старших коллег как пример, а не нафталин и «минус вайб».
Олег Кирин