Иллюстрация Fotolia
В последнее время появляется все больше новых способов доставки телевизионного контента до потребителя. Создается впечатление, что классический просмотр телепрограмм с помощью телевизора отходит на второй план – люди смотрят телевидение онлайн, подписываются на мобильное ТВ, используют для телесмотрения планшетные компьютеры, пользуются услугой VoD (видео по запросу) и т.д. Действительно ли пора списывать телевизоры со счетов, или реальная картина все же иная?
Чтобы выяснить это, медиагруппа Discovery Networks и консалтинговая компания Future Foundation провели исследование тенденций современного телесмотрения. Эксперты изучили, как телевидение адаптируется, развивается и растет с появлением новых форматов потребления контента в фрагментированном новом мире, который всегда онлайн и в котором никому не хватает времени.
Один из главных выводов, полученных в ходе исследования – классический телевизор рано выбрасывать на помойку. Телесмотрение в целом во всем мире растет – как линейное (то самое «классическое» времяпрепровождение у телевизора), так и с использованием новых каналов доставки телевизионного контента.
61% российских зрителей за последние полгода хотя бы раз смотрели ТВ-трансляции в интернете, 25% владельцев планшетов смотрели ТВ в интернете, 23% - пользовались услугой «видео по запросу».
Важно подчеркнуть, что линейное телесмотрение и новые каналы доставки контента не конкурируют друг с другом. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что наступила новая эпоха – эпоха мультиэкранности. Зрители берут классический телевизор за основу, а экраны смартфонов и планшетников позволяют им совершать своего рода телевизионные «перекусы».
Здесь стоит упомянуть о двух основных категориях зрителей. Первую исследователи условно назвали «туристами». Это люди, которые постоянно перескакивают с канала на канал – у них широкий круг интересов, и они часто не знают, что именно хотят смотреть в той или иной конкретный момент. Они легко могут пропустить серию любимого сериала, но потом воспользуются услугой отложенного телесмотрения, чтобы с нею ознакомиться – то самое проявление мультиэкранности, о котором говорилось выше.
Вторая категория – это так называемые «энтузиасты». Это зрители, которые хотят получать как можно больше информации о своих любимых программах. Они ищут ее в интернете, смотрят ролики, так или иначе связанные с любимыми шоу. Они могут смотреть то, что они хотят, на экране телевизора, а планшет или смартфон им нужен для получения дополнительной информации – часто обращение к ним происходит во время рекламных паузах. Это еще одна грань современной мультиэкранной жизни. Любопытно, что категории «туристов» и «энтузиастов» не имеют четкой границы – зрители постоянно переходят из одной в другую.
Если говорить о том, для чего аудитория использует второй экран, то в ходе исследования были получены следующие данные. На первом месте стоит поиск информации о программе во время просмотра, на втором – поиск информации о канале во время просмотра, далее следует чтение записей в блогах, рецензий и т.п. Кроме того, зрители во время просмотра при помощи мобильных устройств ведут беседы о программе в соцсетях, а также общаются по поводу просматриваемого контента в чатах.
«Второй экран» появился еще и потому, что повсеместно растет зрительский интерес к возможности смотреть ТВ-контент в любое время и в любом месте.
72% участников опроса сообщили, что хотят получать доступ к любимым программам тогда, когда им это удобно, а не тогда, когда они значатся в сетке передач. Тем не менее, по региону в целом просмотр программ в момент трансляции пока еще сильно превалирует – на него приходится 80% телесмотрения.
Наиболее высок этот показатель в Болгарии (96%), а в России цифры составляют 87 % - это следующий после Болгарии результат. Точно такие же цифры были получены в Румынии.
Аналитики предсказывают, что в дальнейшем пропорции будут меняться в пользу отложенного телесмотрения – впечатляет доля респондентов, которые еще не смотрели телеконтент на своих смартфонах и планшетах вне зависимости от сетки вещания, но собираются это сделать. В целом по Европе об этом сообщили 33% опрошенных, а в России показатель даже выше – 38%, это четвертое место в регионе.
Эксперты считают, что мобильные устройства в дальнейшем будут синхронизированы с телевизором. Зритель будущего сможет начать смотреть программу по телевизору, а затем продолжит просмотр с того места, где он остановился, там, где ему это удобно – например, в поездке с помощью смартфона или лежа в кровати с помощью планшетника. Это не станет основным способом телесмотрения, но подобная возможность будет востребована аудиторией.
Зрители прямо говорят о том, что они заинтересованы в новых способах доставки контента: в России количество согласившихся респондентов - 71%. Это выше среднего показателя по региону (66%).
Таким образом, сегодня очень явно заметен растущий потенциал рынка контента для второго экрана, и его поставщики могут значительно расширить свой охват, развивая это направление наряду с производством высококачественных программ для линейного телесмотрения.