Фестиваль видеорекламы, запущенный в мае Ассоциацией коммуникационных агентств России и Международным фестивалем рекламы Red Apple, продолжает летнюю программу показов самой выдающейся российской и зарубежной видеорекламы. Очередной показ состоится при поддержке Российской Академии Рекламы 8 июля в 22:00 и будет посвящен истокам отечественной индустрии.
Тимур Бекмамбетов, Ярослав Чеважевский, Лео Габриадзе, Юрий Грымов и многие другие режиссеры, ныне снимающее большое кино в 90-е создали свой уникальный образ российской рекламы, который многие до сих пор вспоминают с доброй ностальгией. Насколько сильно поменялась видеореклама за последние десятилетия, увидите во время сеанса.
В преддверии показа, мы спросили у режиссеров и продюсеров, заставших эпоху 90-ых в индустрии, о том, какое у них отношение к рекламе того времени, а также осталась ли культурная особенность страны у современной рекламы или это теперь часть глобальной истории?
Владимир Евстафьев, вице-президент АКАР, академик рекламы, генеральный директор издательства ИМА-пресс
У меня к ней очень личное отношение, потому что это был элемент моей жизни, моей судьбы, неотъемлемой частью меня самого. Поэтому я ее очень люблю. Думаю, что она оказала большое влияние на становление нынешнего поколения рекламистов, потому что, желая вобрать в себя все лучшее, что было наработано в то время в мире, она, на поверку оказалась абсолютно самобытной, со своим легко узнаваемым лицом и характерными особенностями. Вспомним, хотя бы рекламу банка "Империал" или проект социальной рекламы "Первого" канала.
Я сейчас вместе со своей коллегой, Евгенией Пасютиной заканчиваю работу над новой версией книги "Современная реклама России". Ее границы мы расширили от 90-х до нулевых годов включительно. И мы задавали похожий вопрос самым известным рекламным режиссерам того периода и нынешним. Забавно, что их ответы очень четко разделились на две группы. Режиссеры, активно работавшие в 90-х, все как один убежденно говорили о том, что российская реклама их времени имела душу, а нынешняя – абсолютно формализована и обезличена. Деятели же нулевых годов, все как один убеждены, что в 90-е делали наивную рекламу, а по-настоящему профессиональной она стала только теперь. Я полагаю, что обе точки зрения имеют право на существование и, конечно же, на нынешнем этапе ее развития (рекламы), она сделана гораздо более профессионально и более мастерски.
Александр Фарбер, продюсер, руководитель Park Production
Реклама 90-х, безусловно, вобрала в себя все своеобразие этого времени. Практически, безграничную свободу креативной фантазии, полное доверие клиентов к агентствам, незабюрократизированность отношений, драйв создателей и рекламодателей и желание, используя своеобразие российской-советской культуры и субкультуры, найти свой путь в новом жанре. Многочисленные попытки использовать культуру и фольклор прошлого можно отследить и в современной рекламе. Но свободного хулиганства, в хорошем смысле этого слова, стало, увы, значительно меньше.
Иван Чимбуров – творческий директор, академик рекламы
Это слишком умные слова про культурный код. Реклама говорит о простых вещах и старается это делать на понятном зрителю языке и с использованием понятных ему образов. У меня тоже ностальгия и умиление, я ничем не отличаюсь от рядовых зрителей. Это как просмотр старых-старых фотографий, еще детсадовских. Ну да, кривенько все подстрижены, да и одеты - упаси Бог, а всё равно же, теплота... Про глобальную историю - не уверен. Мне кажется, некие вещи будут у нас, как минимум, странны. В рекламе – стеб над церковью (хотя она и подставляется регулярно), над победой в ВОВ. Так что мне кажется что «стали частью глобальной истории» – исключительно с точки зрения доступности технологий.
Михаил Сапожников, исполнительный продюсер DTVMA
Конечно же, реклама тех лет вызывает умиление и ностальгию. Мне кажется, что реклама тех лет не уступала тому, что мы видим сейчас, а в некоторых аспектах была интереснее. Некоторые ролики, такие как Всемирная история «Банк Империал», были любимы зрителем и воспринимались как произведение искусства.
К сожалению, в меньшей степени, так как производители рекламы вынуждены снимать то, что необходимо Клиенту для продажи рекламированного продукта. А это далеко не всегда интересно с точки зрения зрелища. Самый наглядный пример ролики компании Procter &Gamble. Конечно, мы стали частью глобализации, так как в основном рекламируем мировые бренды.
Ярослав Чеважевский, режиссер, продюсер
Реклама 90-ых достаточно ярко отражает, какими мы были. Наивными. Мы были наивными, нам нравились наивные вещи. Реклама была соответственной. Культура рекламы. Опять же сложно судить, есть ли она сейчас, непонятно. Все было по-другому. Я не знаю, какое у меня отношение к рекламе того времени. Я начал довольно рано, в 91-ом году, может быть не самым первым, но тогда мне казалось, что это очень все серьезно и круто. А сейчас ты смотришь на эту рекламу, даже не знаю с какими чувствами – с улыбкой, не улыбкой, непонятно. Но тогда я казался себе гораздо большим профессионалом, чем сейчас.
Приобрести билеты можно на сайте летнего кинотеатра «Музеон»