Телевизионный эфир утратил статус главного канала для дистрибуции и монетизации спортивных трансляций. Интернет-платформы обеспечивают уже 20−25% всех рекламных доходов от трансляций спортивных событий, заявил коммерческий директор «Первого канала» Петр Шепин в ходе конференции «Медиабизнес», которую проводит издание «Ведомости».
По его словам, сейчас каналы находятся в условиях, когда сама по себе телевизионная частота не гарантирует максимальный охват аудитории спортивных трансляций. «Соцсети и поисковые службы перестают быть конкурентами, а становятся инструментами дистрибуции. Безусловно, мы добираем какие-то деньги (рекламные доходы «Первого канала» от спортивных трансляций — прим. Sostav) на своем сайте, Яндексе, но основные контакты пока генерирует телеканал», — пояснил Петр Шепин.
С оценкой топ-менеджера «Первого канала» согласился Петр Макаренко — владелец компании «Телеспорт», которая специализируется на спортивном маркетинге и приобретает телевизионные права на самые дорогие и важные спортивные события мира, в числе которых Олимпиада, ЧМ по футболу и хоккею.
Интернет приносит в среднем 20−30% всех рекламных доходов от спортивных трансляций, сказал Петр Макаренко. Выручка от телевизионной и интернет-рекламы в спортивных трансляциях сопоставимы только в редких случаях, добавил он. Таким исключением, например, является прошлогодний поединок Конора Макгрегора против Флойда Мейвезера. Права на эту трансляцию у «Телеспорта» тогда купили «Первый канал» и соцсеть ВКонтакте.
Российские интернет-компании впервые показали крупнейшие спортивные события на своих площадках только в этом году. В частности, на главной странице Яндекса появились трансляции Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Зимних Олимпийских Игр-2018 в корейском Пхёнчхане.
Просмотр последнего был доступен и в соцсетях Одноклассники и ВКонтакте, входящих в Mail.Ru Group. Ранее только телеканалы, которые владели правами на показ топовых спортивных событий, могли транслировать их на своих сайтах.
Онлайн-трансляции Олимпиады и ЧМ по футболу 2018 года собрали большую аудиторию. В Одноклассниках Зимние Игры привлекли более 33 млн пользователей. На интернет-ресурсах «Первого канала», включая трансляции на Яндексе (у интернет-компании была договоренность именно с телеканалом, а не «Телеспортом»), ЧМ-2018 посмотрели более 40 млн пользователей.
Зарубежные интернет-гиганты начали осваивать рынок спортивных трансляций гораздо раньше, чем российские. В 2016 году права на трансляцию главных матчей Национальной футбольной лиги США купил Twitter, в 2017 году — Amazon. Facebook проводит спортивные трансляции с 2016 года.
В ближайшие годы именно соцсети станут главной платформой для дистрибуции спортивных трансляций. Такой прогноз на конференции «Медиабизнес» озвучила ассоциированный партнер практики консультационных услуг по сделкам Ernst & Young Марина Коляскина.
Возросшую популярность просмотра спортивных событий в прямом эфире через соцсети и ОТТ-платформы отмечает и исследовательская компания Nielsen, которая отнесла этот тренд к главным в спортивной индустрии в 2018 году.