С 14 по 19 ноября в сети «Одноклассники» проходил социальный проект «Музыка жестов». В рамках кампании в соцсети появился специальный набор песен, который помог пользователям понять, как воспринимают музыку люди с различными нарушениями слуха. Кроме этого, на витрине стикеров ОК стал доступен стикерпак на жестовом языке, также пользователи могли пройти тест, который приоткрыл им дверь в мир слепоглухих людей.
С чего всё начиналось?
Идея возникла из прошлогодней акции #музейвслух — проекта, в котором музеи проводили онлайн-экскурсии на жестовом языке. «Одноклассники» провели опрос в соцсетях, фидбэк пользователей поразил — почти половина (42%) из них указали, что хотели бы выучить жестовый язык.
Так появился проект «Музыка жестов». В нем соцсеть попыталась соединить мир со звуками и без них.
Перед «Одноклассниками» стояли несколько задач:
- привлечь внимание пользователей к проблемам людей с нарушением слуха;
- устранить дискриминацию и объяснить пользователям, как правильно и тактично общаться со слепоглухими людьми;
- вовлечь аудиторию в проект и дать ей почувствовать проблему, с которой сталкиваются люди с нарушением слуха.
На этапе обсуждения проекта команда ОК столкнулась с проблемой непонимания, как именно люди с нарушениями слуха воспринимают музыку. С помощью сервиса «Добро Mail.ru» договорились о партнерстве с Благотворительным фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». После нескольких дней обсуждения получилось понять, как слышат музыку люди с нарушениями слуха.
Работа над проектом
Музыкальный блок
Для звуковой обработки ОК выбрали композиции четырех российских популярных исполнителей. В проекте приняли участие Дима Билан, Юлия Савичева, Зара и Елена Темникова. Каждый из артистов предоставил по одной песне, которые вошли в плей-лист проекта. Готовые треки ОК согласовывали с сурдологом, который давал правки по восприятию звука и советовал, в каких местах нужно наложить эффекты.
Стикерпак
Для соцсети важно, чтобы все пользователи могли общаться со своими близкими и делиться эмоциями удобным для них способом. Во время обсуждения «Музыки жестов» OK выяснили, что людям с нарушениями слуха сложнее выражать эмоции через письменную речь.
Мы пишем так, как слышим, и если у человека есть проблемы со слухом, ему сложнее выражать мысли на письме. Так появилась идея создать стикеры. К отрисовке стикерпака ОК тоже подошли щепетильно. На помощь компании прищол человек, владеющий русским жестовым языком, снять каждое слово на видео. Иллюстраторы смогли отрисовать стикерпак, который поможет общаться и обмениваться эмоциями.
Владимир Коркунов, smm-специалист фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»:
Совместная акция с «Одноклассниками» позволила нам охватить новую аудиторию и больше рассказать про слепоглухих людей. Ко-маркетинг в социальной сети помогает найти новых доноров и обновить базу слепоглухих, точное количество которых в России пока неизвестно. Тема музыки, через призму которой рассказывается о проблемах слепоглухих, привлекла большую, в первую очередь, молодежную аудиторию.
Важно, что месседж проекта передан пользователям на их «языке» — с помощью стикеров, стилизованных музыкальных треков и постов с частичным вирусным эффектом. Повышение толерантности к инвалидам с двумя сенсорными нарушениями (визуально «не таким, как все») представляется чрезвычайно важным в реалиях нашего все еще катастрофически нетолерантного общества. Фонд «Со-единение» рад успешной коллаборации с «Одноклассниками». Мы надеемся проводить подобные акции вновь.
Контент от фонда
Финалом проекта стала контентная часть от фонда. Партнеры подготовили серию постов, которые рассказывали о людях, вопреки недугу, связали жизнь с музыкой. Примером стала героиня Наталья Зелевская, которая поет руками. Благодаря чему пользователи ОК узнали, как глухие слушают музыку: например, через вибрации, прижимая колонки к ушам.
В группе фонда появился тест из десяти вопросов. После его прохождения каждый пользователь получал специальный бейдж на фотографию профиля с изображением DEAF-культуры — культуры глухих, которая включает в себя искусство, историю и ценности людей с такими особенностями восприятия мира.
Сергей Томилов, PR-директор социальной сети «Одноклассники»:
Мы регулярно проводим различные проекты, которые помогают расширить кругозор аудитории как внутри соцсети, так и за ее пределами. Ежедневно в OK заходят миллионы пользователей, и мы считаем важным дать каждому из них высказаться, быть услышанным и замеченным. Такие проекты, как «Музыка жестов» и #музейвслух, учат пользователей замечать тех, кто находится рядом, и внимательно относиться к их особенностям.
Результаты кампании
«Музыка жестов» получила широкий охват у аудитории. Шесть постов, которые рассказывали про слепоглухих музыкантов, собрали в общей сложности более миллиона просмотров и 5680 реакций.
Самой популярной записью от фонда «Со-единения» стала история про девушку по имени Христя. Она жила в Сергиево-Посадском доме-интернате для слепоглухих, никогда не открывала глаза, но остаточный слух позволял ей петь. Христя мечтала хотя бы раз выйти на большую сцену. О ней случайно узнал певец Алексей Воробьев. Приехав в Сергиево-Посадский дом-интернат, он решил исполнить мечту Христи и записал совместную песню.
Кроме этого, в день старта «Музыки жестов» ОК продолжили акцию #Музейвслух. С ноября 2019 по май 2020 виртуальные туры по своим экспозициям проведут пять музеев: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, музей современного искусства «Гараж», ВДНХ, музей Стрит-арта и Государственный исторический музей. Прямые эфиры на жестовом языке первого и второго сезонов проекта #Музейвслух доступны по хештегу #музейвслух.