«Яндекс» закрыл проект по оценке платежеспособности банковских клиентов на основе своих данных о пользователях, пишет РБК со ссылкой на источники на финансовом рынке. Представитель «Яндекса» подтвердил, что компания в начале 2020 года решила не развивать это бизнес-направление.
«Яндекс» запустил скоринговые проекты в 2019 году вместе с крупнейшими бюро кредитных историй — «Эквифаксом» и Объединенным кредитным бюро (ОКБ). В конце 2019 года совместный продукт протестировали «Ренессанс Кредит» и Совкомбанк.
Компания пересмотрела свои взгляды на скоринг из-за репутационных рисков, считает источник РБК, знакомый с проектами. Тема передачи даже агрегированных и обезличенных данных о пользователях оказалась слишком чувствительной, утверждает он.
Другой собеседник издания считает, что дело не в репутационных рисках, а в том, что схема работы «не вполне соответствует законодательству» в сфере защиты персональных данных. Даже если «Яндекс» анализирует обезличенные и агрегированные данные о пользователях, то при передаче скоринговых оценок в банки информация соотносится с конкретными заемщиками. Это может вступать в противоречие с законом, если сам субъект данных не дает согласия, объясняет он.
У скоринга на базе больших данных большие перспективы, но также и высокие риски, считает руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максим Налютин. По его словам, продукты, основанные на больших данных, пока находятся в серой зоне в силу отсутствия соответствующего регулирования, что создает значительные репутационные риски для крупных компаний.
В «Яндексе» не назвали причину закрытия проектов, но подчеркнули, что компания никогда «не занималась и не планирует заниматься продажей данных».