В Екатеринбурге проходит уникальное для российского рекламного рынка разбирательство. Полиция провела расследование по делу о кибервзломе, жертвой которого стал лидер российской креативной индустрии - агентство «Восход». По делу в качестве обвиняемого проходит высокопоставленный сотрудник рекламной группы Deltaplan, а степень его вины в настоящее время определяет суд.
Причиной конфликта стал взлом корпоративной почты «Восхода». По версии следствия, обвиняемый получил доступ к почте агентства и скопировал некоторые презентации. Пострадавшая сторона уверена, что как минимум один из этих проектов был реализован креативным агентством SODA, входящим в группу Deltaplan. В самой группе огорчены демаршем своего работника, однако отвергают обвинения в плагиате и говорят о "грязном" пиаре со стороны конкурента.
Конфликт тянется с прошлого года, однако проявился он в публичном поле совсем недавно: после того, как агентство SODA представило нестандартный проект, выполненный для сети магазинов «Норд». Работа #звукигорода использовала уникальную технологию преобразования изображения в звук. Она была тепло принята критикой, а также отмечена наградами на профессиональных мероприятиях, в частности, на недавнем "Серебряном Меркурии".
Спустя некоторое время после презентации проекта SODA агентство «Восход» представило фирменный стиль и концепцию рекламной кампании для екатеринбургского рок-фестиваля Ural Music Night. Эксперты отметили схожесть этого проекта с работой #звукигорода. Технологически проекты идентичны: рекламисты в обоих случаях привлекали уральского программиста Александра Золотова, разработавшего программное обеспечение для преобразования картинки в звук.
После релизов двух проектов среди профессионалов начались дебаты об авторстве идеи. Александр Золотов сообщил в Facebook, что впервые идею необычных музыкальных меток ему в феврале 2014 года предложили копирайтеры «Восхода» Дарья Овечкина и Антон Рожин. «Я, как автор спектрального синтезатора VirtualANS, задумкой очень проникся, потратил несколько недель на исследования и разработал в итоге тот самый формат звукового кода PhonoPaper и одноименное приложение для чтения и проигрывания кодов с камеры. С того момента с «Восходом» мы регулярно общались на тему использования PhonoPaper в их проектах».
В то же время, автор кампании #звукигорода, сотрудник SODA Дмитрий Пинт в обсуждении на Facebook отстаивал свою правоту. Рекламщик сообщил, что идея пришла ему в голову после посещения сайта warmplace.ru, на котором он нашел то самое приложение от Александра Золотова, которое использовал в своей работе «Восход». После этого Пинт связался с разработчиком для создания собственного проекта.
Казалось бы, банальная история - креативная идея пришла одновременно двум разным агентствам, что бывает нередко. Однако она заиграла новыми красками после того, как креативный директор «Восхода» Андрей Губайдуллин заявил, что в настоящее время идет судебное разбирательство, и намекнул на некие неправомерные действия со стороны конкурентов, в результате которых появилась работа SODA.
За креативной историей оказалась история криминальная: как выяснил Sostav.ru, ГУВД по Свердловской области в настоящее время закончило проверку по заявлению РА «Восход» о кибервзломе, и передало материалы дела в суд. Согласно версии «Восхода», осенью прошлого года агентство обнаружило первые признаки взлома своих компьютеров, после чего обратилось в полицию. Правоохранители выяснили, что взлом был осуществлен топ-менеджером агентства, входящего в рекламную группу Deltaplan, крупнейшего игрока на рынке Уральского региона.
Ирина Крафт, генеральный директор РА «Восход»
Факт установлен в ходе проведения следственных действий Отделом "К" ГУВД по Свердловской области, куда осенью прошлого года нами было подано заявление. В офисе Deltaplan были изъяты компьютеры, где была найдена сохраненная информация, принадлежащая агентству «Восход» и пересылка писем с данными файлами другим сотрудникам агентства , в том числе копирайтерам.
Согласно данным на сайте Ленинского районного суда города Екатеринбурга, производство по данному делу проходит по ст. №272 ч.1 УК РФ ("Неправомерный доступ к компьютерной информации, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации"). Наказание предполагает "штраф в размере до 200 тыс рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Обвиняемым по делу выступает Станислав Лузгин, руководитель отдела продаж digital-агентства DeltaClick, входящего в рекламную группу DeltaPlan. На данной позиции Лузгин работает с февраля 2014 года, а до этого он возглавлял местный филиал Mail.ru Group. Однако гораздо дольше Лузгин проработал в самом «Восходе»: 6 лет на различных позициях - от руководителя челябинского офиса до коммерческого и исполнительного директора агентства. Предполагается, что этот факт позволил ему получить доступ к почте агентства.
Стоит отметить, что на данном этапе, не имея всего массива материалов дела, мы не можем говорить о том, что идеи работы #звукигорода или каких-либо других проектов агентства SODA могли быть украдены у «Восхода». Вполне возможно, что ситуация прояснится после решения суда. Само разбирательство стартовало в апреле, уже дважды заседание было перенесено. Очередной этап намечен на 17 июля этого года.
В DeltaPlan разочарованы поведением своего сотрудника, однако отвергают все обвинения в плагиате, в том числе в использовании презентации «Восхода» для создания проекта #звукигорода. Представитель рекламной группы заявил Sostav.ru, что «Восход» использует частный случай со своим бывшим сотрудником в личных пиар-целях.
Станислав Чёрный, исполнительный директор РГ Deltaplan
Сотрудники и руководство Deltaplan узнали об уголовном деле в отношении своего коллеги от сотрудников правоохранительных органов, куда обратился «Восход». Вполне цивилизованный метод решения споров и проблем, что тут скажешь…. Официальных претензий в адрес Deltaplan или SODA не звучало. Однако в соцсетях, на форумах и в кулуарах «Восход» начал распространять слухи о хакерской атаке, «киберпреступлении», плагиате и т.д.
К сожалению, суд не поставит в этом деле точку, так как предмет разбирательства другой. Суд будет решать, читал сотрудник письма с почтовых аккаунтов или нет. Мы не считаем правильным, что суд с бывшим сотрудником превращается в «охоту на ведьм». Но нам понятно, почему коллеги представляют это дело не как конфликт с частным лицом, а как суд за идею между «Восходом» и агентством группы Deltaplan. Нам жаль, что либо конкурентная борьба, либо нездоровая подозрительность в отношении нас приобрела такие уродливые формы. А может, это просто склонность видеть в случайных событиях происки врагов или сложные теории заговоров против себя.
Ровно эта ситуация произошла с проектом #звукигорода. Этот проект был разработан целиком и полностью в креативном агентстве SODA. Кейс по нему выставлялся и будет выставляться на фестивалях. Сотрудники SODA недавно позволили себе язвительные высказывания в соцсетях на тему вторичности работы «Восхода» для Ural Music Night. Ребяческие нападки, конечно, но сотрудники SODA просто не знали о том, что существует проблема «киберпреступления». Они не просто НЕ крали идею, они даже не знали о существовании таких подозрений. Им объяснили. Они очень искренне расстроены самим фактом такого хода мысли.
Обвинение в плагиате – это серьезно. Мы не будем, как коллеги, привлекать людей в погонах, чтобы пришить один факт к другим домыслам, но мы готовы привлечь профессиональное сообщество к разрешению данной ситуации, в том числе обратиться в АКАР как в Третейский суд, предоставив информацию о создании кампании.
По итогам у нас есть однозначная оценка всей ситуации: мы категорически против подобных методов конкурентной борьбы; по отношению к сотруднику мы применили почти все возможные взыскания и наказания; мы приносим извинения уважаемому «Восходу» за эту частную «инициативу» сотрудника; менять пароли раз в три года – слишком редко, ну и расставаться со своими сотрудниками стоит так, чтобы спустя столько лет не было желания мстить друг другу.
С чем действительно нельзя не согласиться - так это с тем, что суд лишь может подтвердить факт взлома почты и кражи информации, но не причастности к ее дальнейшему использованию в креативных проектах SODA или других агентств Deltaplan.
И даже если не всплывут новые случаи копирования идей из презентаций "Восхода", на работе (действительно хорошей работе) #звукигорода будет оставаться клеймо возможного плагиата. Как в том анекдоте, когда ложки нашлись, а осадочек остался.