Если ваша компания на рынке не первый год и дела в целом идут хорошо (и продажи, и коммуникация с клиентами) – это еще не значит, что ничего не нужно менять. Дело в том, что даже самая лояльная аудитория может заскучать и отправиться на поиски чего-нибудь более интересного к конкурентам.
Удерживать внимание тех, кто уже сейчас отдает вам предпочтение, и расширять присутствие своей компании в том или ином сегменте можно с помощью самых разных нововведений. Один из таких инструментов – ребрендинг, комплексные изменения, касающиеся и позиционирования/философии бренда, и его фирменного визуального стиля. О том, как и когда его проводить, расскажем далее.
Примечание автора: статья основана на реальных событиях, произошедших в MIGEL AGENCY.
Какие причины могут мотивировать на запуск ребрендинга?
Хотя бы один из этих факторов отвечает актуальным потребностям вашего бренда/вашей компании? Смело переходите к следующему пункту.
Качественный ребрендинг отвечает 3 основным критериям.
Во-первых, он отображает ценности компании, которые совпадают или частично перекликаются с ценностями сотрудников. В процессе работы над ребрендингом нужно эту информацию актуализировать: даже ранее согласованное описание ДНК бренда может корректироваться или дополняться новыми пунктами. Тут важно и руководителям свое видение отразить, и команде своим мнением поделиться: с помощью онлайн-анкет или очной беседы. Кстати, спойлер: важно мнением сотрудников поинтересоваться и перед презентацией готового ребрендинга – устроить презентацию нового стиля, собрать обратную связь и может даже внести определенные правки.
Во-вторых, хороший ребрендинг соответствует позиционированию бренда/компании на рынке.
Что подразумевает этот термин? Анализ текущей целевой аудитории (клиентов, покупателей) и ключевых услуг, бенчмаркинг, описание перспектив (планируется ли выход на новые сегменты аудитории? На новые рынки?). А также не обойтись без аудита:
А в-третьих, отстраивает от конкурентов.
Визуальное оформление – та территория, на которой вы можете «отыграться», даже если сам продукт не кажется таким уж уникальным.
Определение визуального вектора и поиск референсов можно доверить более узкому кругу людей, но все-таки и здесь важно не терять командный подход (везет же тем, у кого в штате есть команда дизайнеров).
Вопросы для подготовки к ребрендингу: чек-лист
Финальный продукт ребрендинга – это брендбук. Официальный документ (как правило, в формате презентации), в котором зафиксированы ДНК и позиционирование, tone of voice (с примерами в виде слоганов или ключевых сообщений), а также фирменный стиль – набор визуальных элементов, составляющих образ компании (логотип, фирменные цвета, шрифты, текстуры/паттерны и т.д.) – с руководством к использованию.
Далее айдентика наконец начинает «оседать» на носителях: оформляется официальный сайт и аккаунты в соцсетях, новый облик получает продукция (если речь идет о продаже физических товаров, а не услуг), преображаются рекламные сообщения бренда и шаблоны для коммерческих предложений, а кто-то даже выпускает на основе нового фирстиля собственный мерч. Красота!
Не просто так ранее мы упоминали важность командной работы! В наш ребрендинг заложена концепция под названием «Изнанка»: за каждой услугой агентства стоят люди, и теперь вы можете их увидеть. При наведении курсора на визуалы в шапке главной и других страниц появляется окошко, в котором можно рассмотреть наших сотрудников. Специально для этого инструмента предварительно была проведена фотосессия: для фото каждого отдела мы разработали определенный концепт и подобрали яркие референсы.
При описании характера бренда мы выделили три основные ассоциации: смелость, доверие, адекватность. Затем раскрыли их чуть подробнее: получилось, что мы креативные, в меру дерзкие, открытые и при этом ответственные, лояльные, сбалансированные и современные. Для того, чтобы передать эти качестве в дизайне, выбрали световые эффекты (пламя), оригинальный диджитальный шрифт, яркие цвета (в числе основных – ярко-желтый, алый, черный и белый).
А личную вовлеченность фаундеров (с фамилией Мигель, как можно заметить в названии блога) отразили в русско-испанских слоганах: не удержались и немного поиграли словами.
К сожалению, может. Как минимум потому, что оценка дизайна довольно субъективна и происходит она в течение нескольких секунд на уровне «нравится»/«не нравится»: впечатления аудитории предсказать на 100% точно просто невозможно. Однако, у нас есть пару советов на тему того, как действовать, чтобы избежать неудачи:
Кстати, мы в MIGEL AGENCY полностью закрыли задачу ребрендинга с помощью штатных сотрудников. Спасибо, ребята!