Аналитический центр НАФИ и IT-корпорация Google представили результаты исследования роли цифровых платформ в российском креативном предпринимательстве (есть в распоряжении Sostav). Согласно данным, 82% представителей малого и среднего бизнеса высоко ценят их за гибкость, многофункциональность и обратную связь с потребителем. Использование маркетплейсов, стриминговых платформ, социальных сетей и других сервисов приносит компании в среднем 27% выручки, говорится в отчёте.
Каждый третий респондент считает, что доля от использования платформ в выручке составляет 35%. Сходные тенденции наблюдаются и в мировом масштабе. В SMB Group отметили, что рост доходности компаний, вложившихся в цифровую трансформацию, достигает 18%.
Точкой изменений для креативных предпринимателей стала пандемия. 76% опрошенных испытывали трудности, 50% отметили снижение выручки. При этом те креативные предприниматели, кто использовал цифровые платформы, меньше пострадали от последствий локдаунов. Среди компаний, где выручка от онлайн-продаж составляет более 70%, наблюдался рост спроса на продукты и услуги бизнеса, рост доходов компании, увеличение штата сотрудников и повышение зарплат.
К преимуществам цифровых платформ для бизнеса, помимо снижения издержек, аналитики отнесли следующие:
- расширение аудитории,
- вовлечение новых клиентов за счёт возможностей таргетированной рекламы,
- упрощение экспорта креативной продукции,
- удобные механизмы защиты интеллектуальной собственности,
- эффективные логистические решения и легкость выхода на экспорт.
Сергей Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности:
Для креативных индустрий платформы — естественный инструмент существования. Именно платформы отвечают и на вызов горизонтально-сетевой организации, и на рост ценности результатов творчества. Платформы позволяют делать самое важное: создавать новые творческие результаты, использовать их как часть продукта и, главное, доводить этот продукт до потребителя.
Особую роль цифровые платформы играют в экспорте, считают эксперты. Из тех российских креативных компаний, которые ведут экспортную деятельность, 69% осуществляют её через цифровые сервисы либо сочетают онлайн- и офлайн-каналы. У 46% экспортеров почти половину экспортной выручки составляют доходы от цифровых платформ. По оценкам креативных предпринимателей, в первый год выхода на международные платформы выручка увеличивается на 40%, а в первые пять лет — на 80%.
Потребляют российский интеллектуальный продукт в основном в странах СНГ (71% от общего экспорта), Европейского союза (51%), Северной Америки (21%). По данным Google, 60% времени просмотра российских роликов приходится на зарубежных зрителей.
Андрей Кричевский, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям:
Платформенная экономика постепенно выходит из состояния «Дикого Запада». Прежде всего, это означает понимание платформами своей роли в качестве ассистента для решения бизнес-задач участников рынков. Одновременно платформы двигаются к осознанию необходимости в значительной степени быть проводниками государственной политики, ведь государство является гарантом соблюдения законных интересов всех участников социума. Поиск золотой пропорции в работе платформ зачастую весьма тернист и требует конструктивной мотивации от всех сторон.
Авторы провели онлайн-опрос 3 тыс. респондентов, занимающихся различными видами творчества, опросили 1 тыс. креативных предпринимателей и топ-менеджеров креативных компаний, провели 12 фокус-групп и взяли 13 глубинных интервью у экспертов в области цифровизации. Исследование проводилось при поддержке Федерации интеллектуальной собственности и Федерации креативных индустрий.