Скандал с подведением итогов тендера на разработку бренда концерна «Калашников» продолжает развиваться. Позицию группы DEFA (агентства DEFA и Plenum), которая утверждает, что конкурс завершился с нарушениями, поддержала крупнейшая отраслевая организация - Ассоциация брендинговых компаний России (АБКР).
Напомним суть конфликта: концерн «Калашников» (входит в госкорпорацию «Ростех») в конце апреля разместил на сайте госзакупок два запроса котировок – на создание бренда и сайта– оба стоимостью 20 млн. рублей. Заявки перестали приниматься уже спустя пять дней, однако в эти сжатые сроки документацию успели собрать и подать несколько компаний, в числе которых оказались Plenum и центр стратегический коммуникаций «Апостол».
Тендер на создание бренда выиграл «Апостол», который до этого осуществлял ребрендинг как самого «Ростеха», так и входящих в него концернов «КРЭТ» и «Швабе». При этом основатель и бывший гендиректор «Апостола» Василий Бровко с конца прошлого года занимает должность руководителя службы коммуникаций «Ростеха». Тендер на разработку сайта был отменен из-за изменений в техническом задании.
Представители DEFA позже поделились с Sostav.ru подробностями проведения и подведения итогов тендера, сравнив их с плохим детективом. По утверждению DEFA, именно ее изначально признали победителем тендера на разработку сайта, а потом это решение было отменено без внятных объяснений. Затем отказ поступил и со стороны конкурса на разработку бренда, и это при том, что предложение DEFA было значительно ниже «Апостола».
«Субъективно. Бездоказательно. Подозрительные и непубличные участники. Мы будем внимательно разбираться и привлекать экпертов». – пообещал тогда Илья Лазученков, генеральный директор Plenum Brand Consultancy. Группа обратилась в ФАС с жалобой на проведение конкурса «Калашникова».
В «Калашникове» все обвинения отвергают: по словам представителя концерна Екатерины Бони, тендер проводился в соответствии с законом, а информация о досрочной публикации результатов, согласно которой выиграла DEFA, не соответствует действительности. В концерне признают, что предложение DEFA было ниже конкурента, однако в поданной документации были найдены изъяны, а представленные кейсы были разработаны «не самим агентством, а его дочерними структурами».
Позицию DEFA поддержало и профессиональное сообщество: «Ассоциация брендинговых компаний России поддерживает намерения агентства Plenum разобраться в спорной ситуации с тендером концерна «Калашников» и призывает ФАС и другие компетентные органы подключиться к проблеме», - говорится в официальном обращении Ассоциации (есть в распоряжении Sostav.ru).
По мнению АБКР, в России участились случаи проведения тендеров с очевидными нарушениями. Максимально сжатые сроки; приглашение подрядчиков к участию за пару дней до окончания приема заявок или вообще накануне; непрозрачный механизм отбора предложений, при котором участникам не сообщают подробностей конкурса, а лишь коротко информируют о том, выиграли они или проиграли, - это лишь некоторые из признаков сомнительно организованного тендера. Победителями часто в таких случаях становятся неизвестные в индустрии агентства, которые не специализируются на брендинге. Подобные ситуации подрывают репутацию всего брендингового сообщества России, уверены эксперты.
«АБКР призывает ФАС и другие компетентные органы, а также широкую общественность подключиться к выяснению обстоятельств данного тендера с целью определения справедливых результатов. Будучи организацией, объединяющей лидирующих экспертов отрасли, АБКР выступает за честные тендеры и цивилизованные методы реализации брендинговых проектов и ведения бизнеса в целом», - говорят в Ассоциации.
Стоит добавить, что АБКР на сегодняшний день объединяет брендинговых 48 компаний, работающих на российском рынке. Многие из них - победители крупнейших международных фестивалей и конкурсов в области брендинга.