Не только на российском рынке пытаются запретить рекламу товаров фарм-категории: американская медицинская ассоциация (AMA) призвала ограничить рекламу лекарств. Речь идет о препаратах, которые отпускаются по рецепту. По мнению организации, миллиардные вливания маркетологов приводят к росту цен и раздуванию спроса на разрекламированные таблетки.
Врачи обращают внимание на то, что реклама внушает потребителям мысль о необходимости пройти дорогостоящее лечение. В результате они не стремятся проверить клиническую эффективность препарата или подобрать более доступную альтернативу. Реклама, ориентированная на пациентов, подстегивает спрос на новые и более дорогие лекарства, хотя они могут не подойти человеку, говорит глава совета AMA Патрис Харрис.
В настоящее время реклама рецептурных препаратов разрешена только в США и Новой Зеландии, говорится в пресс-релизе AMA. По данным исследовательской компании Kantar Media, за последние два года рекламные бюджеты фармы в США выросли на 30% и достигли 4,5 млрд долларов.
Организация призывает создать рабочую группу и запустить информационную кампанию за доступность рецептурных лекарств. Для этого необходимо потребовать, чтобы в фарминдустрии появился выбор и конкуренция, а формирование цен стало прозрачным. Сейчас они зависят от множества факторов: исследований, разработки, производства, продвижения.
Если не сдерживать рост цен, то врачи не смогут назначать наиболее эффективное лечение пациентам. Недоступность лекарств приведет к тому, что больной получит помощь в неполном объеме, а в худшем случае — останется без нее, предупреждает Патрик Харрис.
AMA выступает против фармкомпаний, которые пытаются консолидировать рынок и задавить производителей дженериков (аналогов популярных лекарств). Чтобы исправить ситуацию, необходима патентная реформа и поиск компромисса. Власти должны добиться баланса между ослаблением барьеров и поддержкой инноваций, тогда крупные игроки не смогут «кошмарить» более мелких конкурентов.
Наступление на рецептурные препараты ведется и в России. Действующее законодательство разрешает рекламировать их только в профессиональных изданиях и на специализированных мероприятиях. Недавно ОНФ предложил пересмотреть перечень безрецептурных лекарств и вывести из него некоторые категории. В первую очередь, это грозит противовирусным лекарствам и иммуномодуляторам.
Таким образом власти планируют бороться с самолечением и ростом цен. По данным TNS Russia, в первом полугодии 2015 года фарма стала крупнейшей категорией на рекламном рынке России. Они обеспечила более 20% бюджетов медиа, опережая банковскую отрасль, розничную торговлю и другие индустрии.