Будущее менее предсказуемо, чем может показаться, и любая технология стоит на непрочном фундаменте, готовом рассыпаться при первом удобном случае. Несколько лет назад Google занимал львиную долю на рынке интернет-рекламы, но соцсеть Facebook смогла отвоевать заметный кусок рекламного пирога.
В свою очередь, аналитики Goldman Sachs свидетельствуют: половину доходов от мобильной поисковой рекламы Google принесла сделка с Apple, благодаря которой поисковик по умолчанию установлен в браузере Safari.
Издание TechCrunch решило порассуждать, как Apple противостоит господству Google и защищает собственные интересы. Однако авторы предостерегают — речи об «убийстве» конкурента не идет, рассматриваются только факты и публичные заявления.
Налог на поиск
В 2014 году Google заплатил Apple 1 млрд долларов за статус поисковика по умолчанию. Интернет-гигант также отдает производителю iPhone часть рекламной выручки, которую получает за счет iOS-устройств. По оценке Goldman Sachs, пользователи iPhone и iPad Google принесли Google почти 9 млрд долларов из 11,8 млрд доходов от мобильного контекста. Половину этой суммы обеспечил Safari.
Стороны не раскрывали детали сделки, но большинство экспертов сходится на том, что у Apple есть рычаги воздействия на партнера. Во время суда Oracle с Google прозвучала информация о 34% выручки (то ли остается у Google, то ли выплачивается Apple). Сразу после заседания корпорация потребовала засекретить стенограмму, ссылаясь на то, что сведения могут повлиять на ход переговоров с другими компаниями, но судья отказался удовлетворить запрос.
Google не скрывает, что более половины поисковых запросов приходится на мобильные устройства. Если предположить, что помимо 1 млрд Apple получает еще и треть выручки от мобильной рекламы, то получается внушительный налог на поиск — около 4 млрд долларов. Это при том, что владельцы iPhone и iPad вводят запросы не только в Safari, но и в браузере Chrome, и в iOS-приложениях Google.
Приватность прежде всего
Необязательно работать в Apple или Google, чтобы понять разницу в корпоративной культуре и философии. В политике приватности Apple гендиректор компании Тим Кук заявляет: «Мы продаем великолепные продукты. Мы не создаем досье, основанное на содержании ваших электронных писем или истории интернет-серфинга, чтобы продавать рекламодателям. Мы не «монетизируем» информацию, которую вы храните на вашем iPhone или в iCloud. И мы не читаем ваши письма или сообщения, чтобы получить информацию для использования в маркетинговых целях. Наше программное обеспечение и сервисы разрабатываются для того, чтобы наши устройства становились лучше. Ясно и просто». Прямой намек на Facebook, Twitter и Google.
Apple пользуется каждым удобным случаем, чтобы напомнить пользователям об безопасности, приватности и защищенности. Не исключено, что в дальнейшем ее позиция по отношению к рекламной индустрии станет еще жестче.
Всезнайка или несколько точек зрения
Мечта Google — чтобы пользователь незаметно переходил от одного его сервиса к другому. Получить информацию, узнать погоду, построить маршрут, и всё это не выходя из экосистемы. На Android-устройствах поиск Google находится на главном экране, там же активируется голосовой поиск (с помощью OK Google). По умолчанию он установлен и в браузере Chrome — запрос вводится прямо в адресной строке. Над этим компания работает последние 18 лет.
Между тем мир не ограничивается Google. Красивые картинки с едой можно найти в Pinterest; видеоинструкции — в YouTube (принадлежит Google); товары — в Amazon; рестораны — в Yelp; людей — в Facebook, LinkedIn или Twitter.
Как предполагает TechCrunch, Apple пойдет по другому пути и предоставит потребителям выбор. Это может произойти, когда компания откроет доступ к голосовому помощнику Siri для сторонних разработчиков. Тогда, например, поиск мест будет производиться в Yelp и Apple Maps, бизнес-запросы будут проходить через LinkedIn, новостные — через Apple News, продуктовые — через Amazon, трэвел-запросы — через Expedia, Orbitz или Priceline.