15 сентября на втором форуме «Будущее управленческих профессий: за гранью цифровой эпохи», организованном Ассоциацией менеджеров, руководители дали оценку противодействию бизнеса коронакризису и наметили основные тренды развития профессии управленца.
В период коронакризиса повысилась роль лидера, и многие почувствовали невозможность его замены: лидер формирует будущее, а технологии работают с уже существующим. Для лидера возросла важность эмпатии, подстраховки команды, осознанности, образованности, адаптивности, скорости управления рисками. Рождается новый способ мотивации — меритократический, когда во главу угла ставится не опыт, а способности.
Форум был приурочен к выходу XXI релиза рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» в издании «Коммерсантъ». Модератором панельной секции «Новые риски и возможности для лидеров бизнеса» выступил Вячеслав Евсеев, исполнительный директор Ассоциации менеджеров.
Дмитрий Зеленин, основатель и президент Ассоциации менеджеров:
В текущий исторический момент управленцы высшего звена принимали решение на основе суммы неизвестных и в сверхоперативном режиме. Время пандемии — время сверхвызовов и мобилизации бизнес-усилий. Кажется, что цифровизация уступила место таким ценностям, как здоровье и безопасность. Актуальной бизнес-повесткой стало решение социальных и этических дилемм.
Несмотря на разразившуюся пандемию, почти полное закрытие границ и острую фазу трансформации всех сфер бизнеса, выходит XXI релиз рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров». Рейтинг — вслед за актуальной повесткой — содержит нововведения: функционалы директоров по развитию и IR-директоров.
Об исследовании
Директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок рассказал, что совместно с Ассоциацией менеджеров центр провел форсайт-исследование, направленное на выявление глобальных экономических трендов, сформированных к 2020 году.
Александр Чулок, директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Они подверглись переоценке в условиях пандемии и низких цен на нефть. Выяснилось, в частности, что мир, несмотря на растущие не первый год инвестиции в инновации и НИОКР, не был готов к пандемии. Эти два джокера в сочетании будут иметь очень сильные структурные и трансформационные эффекты.
Опрос управленцев пришелся как раз на время, когда «два этих джокера» спутали все планы, и тем более интересен результат. В частности, топ-менеджеры воспринимают в качестве окна возможностей такие тренды, как ускорение тотальной цифровизации и переход на умные системы, перевод на удаленные формы занятости не менее трети сотрудников, а также рост спроса на персонализацию продуктов и услуг. Скачать исследование можно здесь.
О мировых трендах
Ассоциированный профессор IE Business School Марк Экспозито отметил, что коронавирус — переломный момент в истории человечества, наивысший и беспрецедентный пик напряжения в торговле. Мир не был готов к любой форме системного риска, и решать проблемы существующими ранее экономическими инструментами нельзя, считает эксперт.
Марк Экспозито, ассоциированный профессор IE Business School:
Коронавирус сработал как увеличительная лупа. Проблемы, с которыми мы сталкивались до этого, стали еще большими и значимыми. Наблюдается рост экономической ассиметрии, экономики разных стран по-разному восстанавливаются. Правила управления во многих сферах заметно изменяются. Сразу после шока страны начали взаимодействовать и обмениваться лучшими практиками. Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг правильно используют технологии для борьбы с коронавирусом.
О лидерах
Генеральный директор ФЦК Николай Соломон заявил, что лидер — это человек, способный повести за собой всех членов команды. Он «в хорошем смысле» должен уметь продать коллективу новую производственную культуру, которую эксперты ФЦК предлагают развивать предприятиям в рамках реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Николай Соломон, генеральный директор ФЦК:
Это можно сделать только на личном примере — выходить в производственный поток и вместе с сотрудниками находить потери и устранять их. Тогда люди ему верят. Высококлассных управленцев также отличает способность управлять изменениями. Изучить инструменты бережливого производства может и первоклассник, а уметь замотивировать коллектив на их повсеместное и непрерывное внедрение может только настоящий лидер.
Об управлении медиа
Заместитель генерального директора и генеральный продюсер AO «Телекомпания НТВ» Тимур Вайнштейн рассказал, что телеканалу пришлось оперативно перестроить рабочий процесс таким образом, чтобы он полностью соответствовал требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Было перестроено производство программ: компания отказалась от присутствия зрителей на съемках новых выпусков, минимизировала присутствие сотрудников в съемочных павильонах. По словам Вайнштейна, НТВ начал использовать виртуальные студии на новом технологическом уровне, а многие живые интервью заменили на интервью по видеосвязи.
Тимур Вайнштейн, заместитель генерального директора и генеральный продюсер АО «Телекомпания НТВ»:
При этом перед нами встал вопрос о необходимости производить оригинальный контент в том же объёме, что и прежде. Результаты первого полугодия показывают, что с этой задачей мы справились. Для медиабизнеса главный актив — это контент, поэтому чтобы снизить риски, любому каналу или видеосервису нужно иметь большую библиотеку контента, диверсифицированную по целевой аудитории, бюджету, жанру
В случае НТВ сейчас мы не планируем сокращать количество премьер. В новом сезоне зрителей ждут премьерные выпуски уже любимых программ и совершенно новые оригинальные проекты, продолжения наших успешных сериальных франшиз и адаптации популярных зарубежных сериалов. Мы тщательно и обдуманно подошли к формированию сетки вещания: она не просто конкурентоспособна, она в состоянии наращивать аудиторию, увеличивать показатели и выводить нас на второе место среди всех телеканалов.
О возможностях для роста
Генеральный директор «Mary Kay Россия» Алла Соколова отметила, что возможности, которые рождаются в неопределенности, позволяют использовать новые подходы и пути к росту и результату. Ситуация с пандемией показала, насколько важно умение быстро перестраивать процессы, о самом наличии которых мы еще вчера и не подозревали, отметила Соколова.
Алла Соколова, генеральный директор «Mary Kay Россия»:
В период неопределенности в разы выросло значение коммуникаций. Они важны прежде всего для того, чтобы выводить людей из шокового состояния и быстро объяснять те условия, в которых мы существуем как корпорация, как компания. Для нас как для бренда, в основе которого лежат мотивация и признание женщин, очень важно продолжать это делать в любой ситуации. Быстрый перевод бизнеса в digital-формат, использование онлайн-инструментов, проведение онлайн-мероприятий для дистрибьютеров привели к росту компании не только в России, но и во всем Европейском регионе. Высокая скорость принятия решений и адаптивность — это то, что позволило нам оперативно перейти на новый уровень.
Также Соколова отметила важность формирования лидером общего видения и объединения вокруг него всей команды. Ситуация с пандемией показала, насколько значимо стремление лидера видеть и знать, что он ведет свою команду по пути успеха.
О коммуникациях
Президент ГК «Русские башни» Александр Чуб отметил, что с начала пандемии значительно возросла интенсивность коммуникаций.
Александр Чуб, президент ГК «Русские башни»:
Взаимодействуя удаленно, мы опираемся на те контакты и отношения, которые были выстроены ранее. Но выстроить новые отношения удаленно, на мой взгляд, если и возможно, то очень непросто. И особенно важным становится такой фактор отношений, как доверие, которое во все времена является фундаментальной основой бизнеса. Нам важно понять и принять, что мир системно неустойчив, а способность принимать решения в условиях неопределенности должна стать психологической нормой.
О цифровых факторах
Среди ключевых качеств для руководителя в новую цифровую эпоху Артем Засурский, вице-президент по стратегии и развитию АФК «Система», выделил эмпатию и любопытство, необходимые для того, чтобы «окружать себя лучшими людьми, быть в авангарде трендов и вести свой бизнес в нужном направлении».
Артем Засурский, вице-президент по стратегии и развитию АФК «Система»:
В этом году благодаря коронавирусу процесс цифровой трансформации значительно ускорился, и это почувствовали на себе все отрасли. У нас в портфеле более 20 компаний и нет ни одной, кто этого не заметил бы, хотя эффект у всех разный.
Об управленцах будущего
Первый исполнительный вице-президент ПАО «Вымпелком» Арташес Сивков заявил, что всесторонняя оцифровка и автоматизация, которые и до коронакризиса развивались уверенными темпами, на фоне принятых карантинных мер многократно ускорились. Во всем мире государства и компании были вынуждены перейти на цифровую модель управления, экстренно перестроить процессы и оперативно адаптироваться к новым условиям.
Арташес Сивков, первый исполнительный вице-президент ПАО «Вымпелком»:
Но если с организацией массового перехода на работу из дома (с точки зрения оборудования удаленных рабочих мест и внедрения необходимых технологических решений) многие справились, то управление и сохранение прежних показателей эффективности вызвали большие трудности. Топ-менеджеры были вынуждены пересмотреть подходы к управленческой деятельности. В условиях ограничения личных контактов между сотрудниками компаний на смену привычным методам постановки задач и отслеживания их выполнения пришли цифровые инструменты — таск-менеджеры, инструменты речевой аналитики, контроля геолокации, ранее столь активно не используемые при работе с персоналом. При этом параллельно, на более высоких уровнях управления, вынужденно повысился уровень доверия и спектр делегируемых команде полномочий.
Важно, что даже с ослаблением карантинных мер эти процессы теперь не будут останавливаться. Поэтому для эффективного развития бизнеса в новой цифровой эпохе топ-менеджменту необходимо выработать новые подходы к управлению, а сотрудникам — быть готовыми к трансформации их специальностей.
Сивков добавил, что цифровизация требует от рынка труда кадров, которые легко адаптируются к изменениям и обладают критическим и аналитическим мышлением, способны к непрерывному обучению и работе в мобильных командах, готовы предлагать и реализовывать креативные решения, отвечающие задачам новой цифровой экономики. Задача управленца будущего — не растить сотрудников, выполняющих рутинную работу (ею вскоре займутся роботы), а научить людей создавать эти машины и управлять ими, считает Сивков. «Без абстрактного мышления и творчества сделать это невозможно», — добавил он.
Партнеры форума
«ВымпелКом» — технологический партнер
«Промсвязьбанк» — партнер
ФЦК — партнер
Генеральный информационный партнер — МИА «Россия сегодня»
Стратегический партнер — АЭИ «Прайм»
Генеральный телевизионный партнер — АО «Телекомпания НТВ»
Генеральный радиопартнер — Business FM
Интеллектуальный партнер — «Российская газета»
Официальный партнер — ТАСС
Инфопартнеры — Sostav, «Интерфакс», «Москва Медиа», АКПП, «Про бизнес», «Серебряный Лучник», РАЭКС Эксперт, БОСС, «Банковское обозрение», «МирТесен», «Росспецмаш», Ассоциация финансовых инноваций, Business Exсellence, Rabota.ru, «Бизнес & общество», NBJ, HR-tv.ru, CFO Russia, CCI France Russie
Видеозаписи секций — по ссылкам:
Пленарная секция
Секция «Социально-этические факторы»
Секция «Финансово-экономические факторы»
Секция «Биоэкологические факторы»
Подведение итогов