Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Кейс «Читай-города» и «МТС Маркетолога»: как привлечь к покупкам в офлайне через SMS

По итогу проекта средняя конверсия из SMS в покупку составила 3%

Современные рекламные инструменты, которые работают на базе больших данных, предлагают много вариантов сбора сегментов аудитории, чтобы сделать рекламную кампанию максимально эффективной. Самый лучший способ определить наиболее подходящий сегмент — протестировать несколько вариантов и сравнить результаты. Как в итоге такого подхода удалось достичь средней конверсии из SMS в покупку 3%, эксперты «МТС Маркетолога» и сети книжных магазинов «Читай-город» рассказали Sostav.

Задача

«Читай-город» решил использовать стандартный инструмент онлайн-маркетинга — SMS-рассылку — для привлечения клиентов в офлайн-магазины. Стояла амбициозная задача: найти сегменты пользователей, которые с большой вероятностью предпочитают покупать книги в традиционной рознице и привлечь их внимание к предложению ритейлера.

Был выбран формат скидки на всю продукцию. Срок действия — месяц.

Решение и механика

В качестве рекламного инструмента выбрали таргетированные SMS по следующим причинам:

  • это эффективный способ охватить широкую аудиторию: по данным «МТС Маркетолог», 98% получателей читают SMS в первые минуты после получения;
  • в отличие от диджитал-рекламы, скидочный промокод остаётся в телефоне у абонента. Пользователь сможет применить скидку, когда у него будет время съездить в магазин или возникнет потребность в покупке товара.

В тексте SMS была зашита ссылка: когда получатель переходил по ней, он попадал на страницу со штрихкодом, который давал право на скидку при покупке книг и товаров в офлайн-точке. Штрихкод — это удобный инструмент для оценки эффективности рассылки. Отслеживая метрику CTR (отношение числа кликов к числу показов), можно видеть первичную реакцию пользователей на предложение и уже на этом этапе понять, какие сегменты аудитории наиболее охотно и часто открывают ссылки, чтобы в будущем сконцентрироваться только на них.

В рамках рекламной кампании для каждого сегмента был сгенерирован отдельный штрихкод: это позволило построить воронку и выяснить, какие гипотезы отработали лучше в плане покупок.

Как проходило тестирование гипотез

В медиаплане был зафиксирован ключевой целевой показатель — CR (конверсия в покупку). Чтобы найти наиболее конверсионные сегменты и достигнуть поставленного KPI, было протестировано шесть гипотез. Для каждой гипотезы был подобран сегмент целевой аудитории. Пользователи, которые попали в определённый сегмент, с большой вероятностью:

  • интересовались книжными магазинами недавно (горящий спрос) — сегмент № 1;
  • интересовались книжными магазинами в течение последних месяцев — сегмент № 2;
  • регулярно совершают покупки в книжных магазинах (онлайн+офлайн) — сегмент № 3;
  • являются клиентами «Читай-города» — сегмент № 4;
  • читают электронные книги — сегмент № 5;
  • делают покупки в розничных книжных магазинах — сегмент № 6.

Все сегменты были собраны на основе обезличенных и агрегированных данных абонентов МТС.

Кроме того, для проверки каждой гипотезы была запущена отдельная рекламная кампания на Москву и отдельная — на другие города РФ. Спрос на оффер (скидку) может быть выше или ниже в зависимости от локации. Команде было интересно проследить этот момент, чтобы наиболее эффективно работать с бюджетом рекламной кампании. Здесь также опирались на отношение числа кликов к числу показов.

Владимир Фарафонов, руководитель центра продуктов диджитал-рекламы и информирования МТС:

Тестирование различных гипотез — один из лучших способов оптимизировать затраты на маркетинг. В условиях неопределённости роль тестирования возрастает, так как поведение аудитории меняется. Инструменты и месседжи, которые работали ещё вчера, завтра могут потерять эффективность. Поэтому при работе c SMS-рассылками, как и с другими маркетинговыми каналами, важно тестировать разные тексты, креативы и таргеты. В случае с рекламной кампанией для крупного бизнеса для того, чтобы отследить конверсию и понять, насколько эффективно отработали рекламное сообщение или выбранный сегмент, в среднем 2 тыс. — 2,5 тыс. отправленных сообщений может оказаться достаточно. Но чем больше тестовый объём рассылки, тем лучше. В результате теста совместно с заказчиком мы сравниваем целевые метрики с фактическими показателями, оцениваем количество переходов по ссылке, конверсию в покупку и на основе этого принимаем решение о дальнейшем масштабировании рекламной кампании.

Как проходила рекламная кампания

Рекламная кампания проходила в два этапа. Первая часть запуска — тестовая.

Половина бюджета была выделена на отправку сообщений по всем гипотезам из медиаплана. Через несколько дней после отправки МТС и «Читай-город» проанализировали данные по кликам, а также по покупкам, которые были осуществлены с использованием промокодов.

В итоге на первом этапе рекламной кампании удалось выделить наиболее эффективные сегменты аудитории. Основная тенденция: чем выше было отношение числа кликов к числу показов сегмента, тем больше покупок совершали абоненты. Также в рамках этого кейса было выявлено, что во всех гипотезах аудитория регионов совершила больше переходов по ссылке, чем жители Москвы. Показатель составил от 0,5% до 5,5%.

Второй этап — масштабирование. Оставшийся бюджет был распределен на рассылку только по наиболее эффективным сегментам целевой аудитории. Результаты по кликам и покупкам на втором этапе кампании подтвердили результаты тестового запуска.

Топ-3 сегмента, которые отработали лучше всего по показателю CR

Первое место: аудитория, которая предпочитает покупать книги в розничных точках.

В рамках этого кейса найдены пользователи среди 65 млн абонентов МТС, которые с большой вероятностью предпочитают покупать книги именно в офлайн-магазинах.

Этот сегмент был собран следующим образом:

  • получение обезличенных и агрегированных данных о клиентах книжной сети «Читай-город», которые покупали книги в рознице;
  • после этого аналитики определили закономерности и с помощью технологии таргетированной рекламы, которая позволяет найти похожих на исходную аудиторию пользователей, собрали такой сегмент среди абонентов МТС. Эти абоненты ранее дали согласие получать рекламную рассылку.

По количеству конверсий в покупку этот сегмент оказался на первом месте — показатель CR из SMS составил 5%. Это в несколько раз выше целевого показателя. Однако по метрике отношения числа кликов к числу показов эта гипотеза уступила второму сегменту — клиентам книжных магазинов сети «Читай-город».

Второе место: клиенты книжных магазинов сети «Читай-город».

В качестве одного из сегментов для рассылки были собраны текущие клиенты «Читай-город», которые с большой вероятностью:

  • заходили в интернет-магазин «Читай-город»;
  • пользовались приложением «Читай-город»;
  • ранее совершали покупки в онлайне и офлайне.

Этот сегмент оказался на втором месте по эффективности: конверсия из SMS в покупку составила 4%, что тоже выше целевого показателя. Хотя по метрике CTR именно этот сегмент показал лучшие результаты. Аудитория, которая знакома с брендом, хорошо реагирует на выгодные предложения.

Третье место: «горячий» интерес к книжным магазинам.

Это абоненты МТС, которые на текущий момент с большой вероятностью интересуются книжными магазинами.

Как Big Data МТС формирует такие кастомные сегменты:

  • составляет список сайтов по нужной тематике: в рамках данного кейса это были интернет-порталы, на которых можно купить книги;
  • анализирует обезличенные и агрегированные данные об интернет-активности пользователей;
  • определяет пользователей, у которых с большой вероятностью появляется интерес к этим ресурсам в период рекламной кампании.

Рассылку получают абоненты, у которых сейчас скорее всего есть потребность в книгах. Несмотря на то, что в данном кейсе этот сегмент занял только третье место, он показал хорошие результаты. Конверсия из SMS в покупку составила 2,5%, что также выше целевого показателя.

Выводы

Рекламная кампания полностью окупилась. По итогу проекта сумма расходов на рекламу/количество осуществлённых покупок была ниже среднего чека в розничных магазинах сети «Читай-город». Средняя конверсия из SMS в покупку составила 3%.

Ольга Ягубян, руководитель группы продвижения в социальных сетях сети книжных магазинов «Читай-город»:

Общий тренд на объединение онлайн и офлайн-инструментов успешно показывает себя во многих проектах. Казалось бы, SMS-рассылки достаточно привычная история привлечения клиентов, однако на этапе планирования было опасение, что продавать таким образом в рознице — не самая простая задача. Совместными усилиями и действительно партнерской работой были найдены рабочие гипотезы, каждая из которых дала результат.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.