С начала марта рынок интернет-маркетинга заметно изменился: запретили социальные сети компании Meta (признана экстремистской и запрещена в России), зарубежные производители приостановили свою деятельность или вовсе ушли с российского рынка, международные рекламные агентства стали сокращать сотрудников. Дмитрий Бехтер, руководитель направления «Интернет-маркетинг» «Нетологии» рассказал, что происходит с профессиями с сфере диджитал-маркетинга сейчас, и какие из них будут максимально востребованными в ближайшее время.
Работаем по-новому
Многие специалисты по перформанс-маркетингу потеряли работу и были вынуждены перестраиваться. Однако опытным таргетологам, контекстологам и SMM-специалистам не составит большого труда переключиться на российские аналоги: любая соцсеть перенимает уникальные фишки своих конкурентов в течение нескольких месяцев-полугода. Например, в свое время Instagram (запрещённая в РФ соцсеть) скопировал функционал сторис и масок у Snapchat, затем заимствовал короткие видео у TikTok, которые назвал Reels.
Олег Неворотов, CEO и совладелец Upmarket:
Нам пришлось пересмотреть свой подход к лидогенерации с помощью традиционного директа, контекста и таргета в признанной экстремистской Meta. По таргету мы стали практически заново осваивать «ВКонтакте». Контекст и РСЯ тоже используем, но уже не для трафика на основной сайт, а на лендинги, созданные под конкретные услуги и антикризисные офферы для клиентов.
Кроме того, возросла нагрузка на наш PR-отдел — контента приходится производить больше: вырос запрос на комментарии, участие в прямых эфирах, войс-чатах и прочих антикризисных встречах. Одну из них мы инициировали сами и провели совместно с маркетплейсами Ozon, «Яндекс.Маркет», «AliExpress Россия» и другими сервисными компаниями — охват получили в семь раз больше, чем в «докризисные» времена.
Фрилансерам, которые узко специализировались только на одном инструменте, Facebook (запрещённая в РФ соцсеть), Instagram или TikTok, будет посложнее. Такие специалисты, как правило, не профессиональные SMM-щики широкого профиля, им нужно больше времени на адаптацию. Например, если человек занимался только оформлением профилей или продвижением блогеров в Instagram и не знал ничего другого, нужно будет изучить аудиторию и инструменты «ВКонтакте», Telegram или «Одноклассников», понять особенности создания контента и разобраться в технических требованиях к нему.
Меньше всего пострадали специалисты, которые создают контент: копирайтеры, PR и комьюнити-менеджеры, продуктовые маркетологи, веб-аналитики. Во времена, когда инструменты перформанс-маркетинга перестраиваются, бизнес традиционно делает больший акцент на контенте и коммуникации с пользователями. Кризис — это тот момент, когда люди больше смотрят на то, как и что говорят бренды, чем на то, какими способами они это говорят. Например, сейчас актуальны PR-менеджеры, которые специализируются на антикризисных стратегиях. Если компания сокращает штат, отказывается от каких-то рынков присутствия или просто сталкивается с повышенным вниманием СМИ, трансляция правильных коммуникационных сообщений стратегически важна.
То же касается и специалистов, которые занимаются продвижением на маркетплейсах. Маркетплейсы были эффективным инструментом продаж и раньше, но сейчас, когда у интернет-магазинов сократились поставки в другие страны или уменьшился ассортимент, маркетплейсы становятся еще более востребованы. При этом, маркетологам других профилей достаточно легко получить навыки для работы с маркетплейсами. Поэтому спрос на курсы по продвижению на маркетплейсах в марте сильно вырос.
Стоит ли менять карьерный трек сейчас
Конечно, продолжать работать по-старому и запускать рекламу в запрещенных соцсетях через VPN можно, но смысла в этом мало — слишком большие риски с точки зрения закона, да и аудитория этих площадок значительно снизилась. Поэтому нежелание перестраиваться приведёт только к потере работы.
Радикально менять профессию не стоит — перейти в другую соцсеть, освоить «Яндекс.Директ» вместо Google Ads или поменять специализацию на смежную на деле не так сложно. Да и компании в свою очередь понимают, что сотрудникам нужно время на переобучение.
Павел Баракаев, евангелист Elama, автор курсов по таргетированной рекламе в «Нетологии»:
Рынок труда, конечно, ужался. Большинство компаний или сильно уменьшили количество доступных вакансий, или сократили найм вовсе, особенно в инвестиционных проектах. Сейчас ситуация медленно начинает улучшаться, но говорить о том, что мы вернемся к обстановке января 2021 года пока нельзя.
Немало таргетологов начали активно изучать «Яндекс.Директ», продвижение на «Авито» и других небольших рекламных сетях. У меня есть гипотеза, что на смену нынешним таргетологам и директологам придут трафик-менеджеры, которые будут полноценно управлять всеми каналами платного трафика.
Бизнес сейчас будет нанимать лучших: тратить средства на обучение «средних» по скиллам специалистов нецелесообразно, как и «нянчиться» с теми, кто привык работать с 9 до 18. Выиграют те, кто готов максимально выкладываться — они, как и раньше, найдут себе место и смогут зарабатывать выше рынка.
В скором будущем возможно появление новых специальностей, если новые российские соцсети типа «Россграм» или Yappy будут активно развиваться, а RuTube наберет обороты и заменит YouTube. Так или иначе будут нужны специалисты, которые смогут развивать бренды на этих площадках. Причём обучаться новым каналам должны будут не только узкие специалисты, но и комплексные (интернет-маркетологи, продакт-маркетологи), чтобы адаптировать маркетинг и понимать, как работают эти инструменты.
Если вы хотите полностью начать работать на международном рынке, нужно понимать, что для маркетолога переход может даваться сложно: возникнет языковой барьер, сложности с пониманием особенностей рынка, менталитета, психологии людей. В отличие от программистов, которым по сути нужно обладать только английским и знать языки программирования, универсальные во всех странах.
Саша Ярощук, директор по развитию MediaGuru:
Маркетинг — это работа с людьми. Поэтому софт-навыки, которым в школах и университетах не учат, здесь особенно важны: мало что-то знать, нужно уметь формулировать свою точку зрения, корректно и с уверенность отстаивать ее. Рост дохода в этой сфере напрямую зависит от социального влияния на коллег или заказчиков.
В качестве выводов
Несмотря на то, что сфера маркетинга сейчас меняется, её актуальность не уйдет никогда. И тем специалистам, которые понимают необходимость изменения их профиля, стоит предпринять следующие шаги:
- Осваивать новые площадки, где находится ваша ЦА, как минимум «Вконтакте» и Telegram.
- Развивать soft skills, которые уже давно стали приоритетными для работодателей.
- Изучать английский язык и смежные инструменты для работы. Если вы таргетолог, можно, например, присмотреться к «Яндекс Директ».
- Проанализировать, какие ещё смежные навыки вы можете освоить, чтобы повысить свою востребованность. Например, копирайтинг сегодня нужен большинству маркетологов, даже если ваши обязанности не связаны напрямую с текстами. То же самое касается аналитики и веб-аналитики — компании принимают решения на основе данных уже несколько лет, и даже в таких сферах, как брендинг и PR есть большое количество важных для бизнеса данных.