Постоянный мониторинг новинок отрасли — это обязательный элемент работы маркетолога. В помощь тем, кто трудится в электронной коммерции, исследовательская компания Markswebb выпустила «Карту лучших практик». В ней аналитики системно описали путь покупателя к покупке (customer journey) и собрали методом desk research различные методы, приемы и лайфхаки, используемые интернет-магазинами всего мира, для того, чтобы процесс покупки проще и легче.
Перенос решений из одного сектора в другой вполне возможен, считают в Markswebb. Более того, умение быстро адаптировать решения из смежных, а иногда и далеких отраслей, — это залог успеха в современном бизнесе. Даже там, где бизнес, казалось бы, подчиняется другим правилам, находятся компании, меняющие стереотипы. Например, такие решения, как организация каталога с фильтрами, отзывы или доставка, успешно применяются как в покупке одежды, так и в заказе автомобиля или покупке квартиры. Подобные, часто неожиданные, решения и представляют особый интерес.
Скачать: «Карту лучших практик e-commerce» (pdf, 1.75 MB)
Вот только несколько примеров. Для успешной продажи автомобиля онлайн американская Carvana дает пробный период перед покупкой. По опции try&buy покупателю дается 7 дней, чтобы объездить авто и проверить свое отношение к выбранной марке и модели. Если машина не понравилась, компания заберет ее без дополнительной платы или штрафных санкций.
Все чаще в онлайн-ритейле применяют технологию дополненной реальности (AR) для дистанционной примерки товаров. Это позволяет сократить цикл выбора и снизить долю невыкупленных товаров в сравнении с привычной оффлайновой примеркой. Причем, сегодня эту технологию применяют не только при продаже одежды, но и, например, мебели или косметики.
Так, покупая губную помаду покупательница хочет понять, пойдет ли ей этот цвет. В приложении Sephora можно навести на себя камеру смартфона и сравнить свое лицо с помадой и без нее.
Омниканальность, бесшовный переход из одной реальности в другую перестает быть непреодолимой проблемой. Далеко не всегда, конечно, но примеры уже есть. Одно из решений — рекомендательный сервис, когда при наведении камеры смартфона на тот или иной предмет, его владельцу показывают аналоги или дополнительные товары. Примерно так поступают продавцы оффлайнового магазина, предлагая покупателю обуви приобрести для нее средство для чистки или шнурки. Теперь это можно делать удаленно.
Причем, дистанционный выбор часто бывает даже удобнее. Многие, если не все интернет-магазины стараются помочь своим клиентам, размещая на сайте «полезные советы» в виде коротких заметок или полноценных обзоров. Такого рода контент позволяет структурировать процесс покупки, разделяя его на этапы, и — попутно предлагая те или иные товары «в контексте».
Исследование Markswebb показало, что при оплате крупных комплексных покупок онлайн почти всегда проигрывает оффлайну. Пока ни у одной из крупнейших e-commerce компаний, таких как Amazon, Walmart, российский Ozon, нет возможности оплатить покупку несколькими картами.
Однако техническое решение уже есть. Оно реализовано на сайте агрегатора билетов Alternative Airlines: сумму для крупной покупки можно разделить на части и оплатить с нескольких карт.
Вряд ли кто-то будет сегодня отрицать важность кредитования крупных покупок. До относительно недавнего времени эта возможность существовала только в оффлайновых магазинах. Но технологии постепенно освоили и это пространство. Интересный пример —онлайн-рассрочка ASUS и Сбербанк. При покупке товаров из интернет-магазина Asus покупатель может выбрать опцию «Оформить в рассрочку», которая доступна только клиентам Сбербанк. Клиент авторизуется в интернет-банке, выбирает срок рассрочки и может посмотреть график платежей. Так как банк уже знает все необходимые данные клиента, заполнять документы не нужно. Подписание договора происходит онлайн, и товар может быть доставлен покупателю сразу после этого.
На покупке взаимодействие продавца и покупателя не заканчивается, ведь новую машину надо обслуживать, оплачивать коммунальные расходы в новой квартире, а новую обувь со временем ремонтировать. Покупателю проще, когда эти платежи можно делать в формате «одного окна», т.е. в том же магазине, где приобретен сам товар. Для продавца это хорошая возможность увеличить выгоду от продажи товара и вероятность повторной покупки.
Такая модель уже реализована. Например, Apple в США предлагает в любой момент сдать старое устройство в трейд-ин и… не сразу покупать новое. Компания выдает подарочную карту на сумму товара, а дальше клиент сам решает, что с ним делать: приобрести аналогичный (или другой) товар позже или подарить эту карту. Оценка состояния устройства производится онлайн-анкетированием. Сдать же технику можно в любой Apple Store.
Некоторые компании идут дальше и предлагают обслуживание покупателя там, где ему удобно. Они стремятся сами приехать к покупателю или оказать услугу удаленно, а не настаивать на появлении покупателя в их офисе или торговом зале. Так появляется трейд-ин с доставкой или ремонт автомобиля с доставкой, общение с врачом по видео-связи или в чате. И можно не сомневаться, что развитие технологий вызовет к жизни появление все новых и новых бизнес-моделей.