Есть несколько стадий прохождения человека через событие: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Почему-то в этой цепочке никогда не бывает шестого. Делать-то что? И именно об этом я хочу сейчас поговорить: что сейчас делать, в самый разгар кризиса.
Давайте не забывать, что человек — это воплощение чуда, символ борьбы с энтропией, которую несет сама Вселенная. Мы созданы из ее атомов и удерживаем себя с помощью сложного собственного биологического реактора собранными и деятельными почти сто лет. В то время как Вселенная пытается разорвать нас на куски и разбросать в своей бесконечности. И что гораздо важнее, мы боремся и с ментальной энтропией, не давая себе распуститься до уровня бессознательного животного.
К чему это я, с таким пафосом? К тому, что теперешнее сидение дома очень способствует разложению личности. Необходимое условие прохождения через кризис — собранность. Кризис надолго. Надо быть готовым генерить идеи, напирать и вкалывать. Для этого нужна ментальная энергия. Переводите отрицание и гнев не в слив этой энергии в депрессию, а в накачку себя на преодоление.
Кризисы уже были. Я проходил через все российские кризисы, находясь на стороне рекламных агентств — в 1998, 2008, 2014 году. При том, что симптомы были схожи, экономическая природа кризисов отличалась. Можно долго описывать причины этих кризисов, их этапы и последствия. Я предпочел вывести несколько общих правил поведения в такие моменты. Эти правила я сам не всегда соблюдал, если уж честно. Но те, кто им следовал, на моих глазах добивались заметного успеха. Итак.
1. Сфокусируйте свою деятельность на том, что вы делаете чертовски хорошо
Человеку свойственно разбрасываться, гнаться за зайцем, журавлем в небе и одновременно выкапывать червяка из земли. Но в кризис надо делать только то, что вы делаете очень хорошо, заметно лучше других. И именно это предлагать — отлично сделанную работу!
2. Не работайте «на перспективу»
Ее не будет. Если вам кто-то предлагает сейчас сделать все бесплатно, а потом «будет ого-го», не ведитесь. Никакого «ого-го» не будет в 99% случаев. И если и будет, то не у вас, а у заказчика ваших услуг. Поэтому — работайте только за деньги!
3. Снижайте цену
Но не до уровня, психологически комфортного для заказчика. Внимательно и четко все считайте. Всегда составляйте, в первую очередь для себя, подробную смету работ. Цена вашей услуги (а она — лучшая на рынке, не забывайте!) должна быть максимально понятной и обоснованной. Если клиенту ваша обоснованная цена слишком дорога, ему не нужна ваша услуга. Он хочет просто потратить деньги. Меньше, чем ему заявляют за реальную работу. В кризисное время не стоит быть мазохистом-растратчиком. Говорите своим клиентам об этом!
4. Не теряйте контакты
Когда вы неизбежно будете «резать косты», к чему сейчас все призывают, не забывайте о том, как работает рекламный бизнес. Он основан на людях. Именно людей ценят и хотят, а вовсе не название компаний или позапрошлогодние кейсы. Название международных рекламных агентств зачастую формировались из первых букв фамилий их основателей, гигантов рекламной индустрии. Так вот, эти люди в своем большинстве уже физически померли. Еще в 20 веке. А кейсы (которые еще не протухли со временем и релевантны клиенту) в агентских портфолио очень часто делались людьми, давно ушедшими оттуда.
Расставайтесь с затратами, но не расставайтесь с людьми. Не теряйте контакты. Именно ваши контакты, ваши хорошие отношения, ваше восприятие как человека, который что-то делает очень хорошо, будут приносить адекватных клиентов и устойчивый заработок. Не портите отношения с вашими коллегами!
5. Займитесь селф-промо
Это то, чем обычно в нормальной жизни все пренебрегают. Никакой сапожник в горячий сезон сам себе тачать сапоги не станет! В кризис нагрузка снижается. К тому же, сейчас с наличием социальных сетей продвигать себя вполне легко. Составьте ваш персональный криденшиалз. Опишите ваши принципы и подходы к работе, как если бы вы действовали в идеальной ситуации. Не стесняйтесь рассказать о себе и о том, что именно вы делаете чертовски хорошо — как личность и как часть команды. Хвастовство о хорошо сделанной работе — это не хвастовство, а констатация факта!
Я сам не все описанные подходы идеально реализую. Человек несовершенен. Но стремиться к совершенству надо. Энтропия сама себя не победит. Удачи вам!