Российский рынок интернет-торговли стремительно растет: по итогам 2019 года объем рынка составит 2,8 трлн руб., а к 2023 году достигнет 5,1 трлн руб. Какое место маркетплейсы занимают сейчас в розничной торговле, почему продавцам сложно осваивать этот новый канал продаж, а также в чем особенность social commerce? Sostav собрал основные тезисы участников тематической секции АДВ Future of Media, модератором которой выступила генеральный директор ADLABS Надежда Шилова.
Андрей Осокин, директор по маркетингу goods.ru — о месте маркетплейсов в розничной торговле
В России маркетплейсы только стартовали и только занимают рынок. Но по текущим темпам роста уже понятно, что в горизонте 2−3 лет маркетплейсы стремительно ворвутся в топ-10 e-com и сильно изменят структуру как самого топа, так и потребления, поменяв привычки людей. Маркетплейс — это универсальный огромный гипермаркет в онлайне, в котором ты можешь закрыть все свои потребности. Amazon стал абсолютным лидером среди пользователей в США — уже 55% американцев начинают свой товарный поиск с Amazon и только 15% с Google. Это то, что казалось невозможным 5−7 лет назад: ритейлер вытесняет поисковую систему с её главного рынка! Но это происходит. Я думаю, что в России произойдет то же самое. Другой вопрос, что у нас явно в горизонте 3−5 лет не появится такого мономагазина, который будет доминировать. Скорее всего, будет 3−5 игроков на длинном забеге, которые будут бороться за топ.
Евгений Кузьменко, генеральный директор Omni Sale — почему производители приходят в сервисные компании
Когда к нам приходят вендоры, для них выход в e-com — это что-то абсолютно новое. Обычно компании до этого работали как B2B, они покупали рекламу, они продавали товары сетям, а тут им нужно учиться работать с клиентом, развивать логистику, маркетинг, понимать разработку, контент. Сделать быстро такую экспертизу внутри сложно, а маркетплейсов много: инвентарь и схема работы goods.ru, «Беру», Tmall очень отличаются. У производителя проблема в том, что работать с маркетплейсами он пока не умеет, и учиться будет очень долго. Есть примеры компаний, которые подключались к площадке 7−8 месяцев. Если умножить это на четыре маркетплейса, то получится почти три года. А чем быстрее ты подключился, тем больше продаж у тебя будет. Так что первая проблема — это экспертиза, которая выливается во вторую проблему — люди. Людей на рынке мало, и они стоят дорого. Есть примеры проектов, которые переставали быть экономически выгодными на этапе подсчета стоимости всех специалистов, которых надо было бы нанять.
Дмитрий Медведев, директор по маркетингу «Перекрестка» — какой ассортимент лучше заводить онлайн-супермаркету
Мы не называем себя омниканальными в классическом понимании, как это реализовано у «М.Видео» и Hoff. У нас разный ассортимент, и в оффлайне он гораздо шире. Если в онлайне это 15 тыс. позиций, то в оффлайне — около 40 тыс. Мы в онлайне реализуем модель маркетплейса. Мы открыты к конкурентам и партнерам — мы возим «Вкусвилл», 4fresh, «Бетховен» и активно подключаем маленьких игроков, фермеров. Для нас важно качество и стабильность поставок. Что касается сервисов готового питания, мы сами планируем быть частью этого процесса и контролировать всю цепочку. Среди наших партнёров есть, например, Grow Food. Также у нас собственное производство готовой еды Smart kitchen.
Татьяна Кащенко, руководитель отдела клиентского сервиса «ВКонтакте» — о social commerce на примере сотрудничества Alibaba и Mail.ru Group
Мы начали с того, что полностью интегрировали само приложение AliExpress во «ВКонтакте». Теперь наши пользователи, не покидая соцсеть, могут быстро совершить покупку. Также мы активно поддерживаем нашу партнёрскую программу с авторами, которые пишут обзоры на товары с AliExpress и могут зарабатывать, если пользователь совершил покупку по их реферальной ссылке. В ноябре у нас в тестовом режиме заработала долгожданная шопинг-лента. Шопинг-лента — это квинтэссенция social commerce. У вас есть лента новостей и лента покупок. Пользователь в привычной для него среде потребляет контент, и в этой ленте он видит обзоры авторов о продуктах, он может в один клик поделиться товаром со своим другом и перейти в приложение, чтобы товар купить. Social commerce — это развлечение + e-com.