Российская школа брендинга и дизайна заняла прочные позиции на мировом рынке, отечественные специалисты ежегодно собирают щедрый урожай наград на ведущих фестивалях. В этом году все внимание приковано к небольшой, но невероятно талантливой студии Ermolaev Bureau, которая стала лучшим агентством по версии European Design Awards. В ее копилке - Гран-при Red Dot и две "львиные" статуэтки.
Sostav.ru побеседовал с основателем Ermolaev Bureau Владом Ермолаевым и выяснил, как можно вдвоем с супругой сделать всемирно известную дизайн-студию, зачем ей представительство в Амстердаме и приводят ли клиентов фестивальные награды.
- Когда и почему вы решили открыть собственную студию? Вы рассматривали ее с точки зрения бизнеса или как дело всей жизни, призвание?
- Мой дедушка Николай Михайлович Ермолаев был художником-оформителем, рисовал шрифты, плакаты. В каком-то смысле, я продолжил начатое дедушкой дело. К тому же я всегда мечтал о своей студии, еще со студенческих лет.
Было несколько попыток открыть свою компанию, в том числе и в рамках большой сетевой структуры, но только около 5 лет назад, когда я встретил будущую супругу Викторию, удалось реализовать эту мечту. Естественно, мы относимся к этому не только как к бизнесу, а как к делу всей жизни.
- Почему Ermolaev Bureau?
- Мы вместе придумали название, исходя из того, что это семейный бизнес и нас объединяет наша фамилия. Поэтому мы выбрали то, что всегда будет с нами, к тому же, мы не хотели выдумывать какое-то абстрактное, искусственное название. Поэтому Ermolaev Bureau, потому что Вика и Влад Ермолаевы. Помню, на следующий день после того, как мы придумали название, мы встречались с потенциальным клиентом, и он сказал, что давно слышал о Ermolaev Bureau и что у нас хорошая репутация.
- Расскажите немного о том, какой студия была поначалу. Начинать работу с нуля всегда трудно, какие наиболее яркие воспоминания у вас остались об этом времени?
- Мы с Викой начинали работать в квартире, и первые проекты делали на кухне. Нам очень повезло с нашим первым клиентом, для которого мы сделали проект А-молоко. Мы часто ездили встречаться на ферму, воспоминания об этом времени остались очень приятные.
Айдентика "А-молоко"
- На чем в те годы специализировались?
- На том же что и сейчас, на построении визуальных систем. Не всегда в проект входила разработка стратегии и позиционирования, иногда это были просто проекты по разработке визуальной идентичности. Тем не менее, мы всегда проводили аналитическую работу, на основании которой предлагали визуальные гипотезы.
Мы изначально не брались за фрагментарные коммуникационные задачи, например, разработку листовки или логотипа или только годового отчета, в отрыве от визуальной идентичности в целом, хотя все эти работы мы делаем, но только в составе всего проекта.
- Сколько человек работало у вас на первых порах?
- В первое время и достаточно долго мы работали вдвоем.
- Была ли у вас работа, которая стала для студии «переломной»? После которой начались победы на отраслевых фестивалях и появилось множество клиентов.
- Мы не считаем, что у нас есть какие-то переломные работы, к каждой задаче мы относимся с глубоким вовлечением и максимальным вниманием, если по каким-то причинам мы не можем обеспечить такой подход - просто за него не беремся. Наш первый проект, о котором мы уже упомянули - А-молоко - сразу же принес нам известность и множество международных наград. Хотя надо заметить, что в отношении наград, в первую очередь его оценили на европейском и международном уровне, а уже потом у нас.
Изначально запрос поступил на оклейку автоматов готовым дизайном, тогда мы объяснили, что это не совсем наша специализация. В результате мы закончили разработкой полноценного проекта, что помогло сети развиться с 3-х до 45 молочных автоматов.
Важно отметить, что, начиная любой наш проект, мы никогда не ставили себе цель получить награду, это далеко не самое важное, мы просто старались максимально эффективно решить задачу.
А что касается множества клиентов, то мы никогда к этому не стремились. Мы не хотим ставить наше дело на конвейерный поток - иначе это неизбежно скажется на качестве, планку которого нам хотелось бы сохранить. Поэтому мы тщательно отбираем проекты, над которыми готовы работать и по-прежнему не беремся за все подряд.
- Сколько человек сейчас работает в вашей команде?
- Как и 5 лет назад, студия - это я и Вика. Мы вдвоем можем сделать очень многое. Я, в первую очередь, графический дизайнер - и это моя основная деятельность, которую я совмещаю с функциями креативного директора. На Вику возложены функции управления студией, финансовые вопросы и т.д. Все это время мы работаем с одним и тем же стратегом, которого очень ценим.
Упаковка молочной продукции Cheburashkini Brothers
Естественно, у нас в команде есть дизайнер, на плечи которого ложится множество важных технических и частично творческих задач. Совсем недавно, к нашей команде прибавилось несколько молодых дизайнеров/стажеров, которых мы растим и обучаем. Постоянный состав команды это примерно 5-6 человек, не считая копирайтера и команды программистов по вебу.
Айдентика семейной фермы Cheburashkini Brothers
- Награды принесли вам новых клиентов?
- Конечно, награды, особенно такие значимые как Каннские Львы, влияют на количество запросов, некоторые из которых уже переросли в реальные проекты.Но, в основном, к нам приходят из-за портфолио и часто - по рекомендации.
- Вы участвуете в тендерах?
- Мы принципиально не участвуем в тендерах на разработку креатива. Если клиент по каким-то причинам не может обойтись без тендера или просто хочет повыбирать из концепций разных команд, это приводит к определенным последствиям и далеко не всегда к хорошему результату.
Наш клиент, как правило изучил рынок креативных агентств, изучил разные портфолио и подходы и сознательно выбрал нас. Часто это русские стартапы, компании которые планируют запуск нового продукта или услуги, или же компании, у которых пришло время ребрендинга.
Айдентика застройщика «ПЗСП»
- Не все знают, что у вас есть представительство в Амстердаме. Почему вы выбрали именно Голландию?
- Голландия - это страна, в которой нам приятно находится, где мы заряжаемся энергией, потому что вдохновляемся всем, что видим вокруг, архитектурой, природой, едой, людьми, и, конечно, хорошим продуманным дизайном во всем, что для нас очень важно. В этом году мы стали Агентством года (European Design Agency of the Year 2015) в Европе по версии EDAwards, и нами стали интересоваться европейские клиенты, поэтому для удобства работы с ними мы открыли представительство в Амстердаме.
- Планируете ли вы открывать офисы в других странах?
- Пока нет.
- А что планируете?
- Мы планируем продолжать работу в намеченном направлении, развивать нишу профессиональных услуг в области стратегического дизайна и брендинга, повышать визуальную культуру вокруг нас. Мы будем стараться всеми силами завоевывать доверие клиентов, которые ценят продуманный, глубокий, системный подход, которым нужны уникальные, не шаблонные решения.
- Чем вас привлекает брендинг?
- В первую очередь - нахождением уникальной стратегической стержневой идеи, в начале вербальной, а в последствие визуальной, которая становится основой будущего бренда. И, конечно, возможностью выбора и сочетания различных необходимых коммуникационных инструментов, которые помогут реализовать эту стратегическую идею.