Иллюстрация Московского УФАС
Наверное, каждый житель нашей большой и необъятной страны хоть раз в жизни сталкивался с товарами под такими брендами как ABIBAS, NKIE, SQNY, а уж про то, как только не использовали раскрученный бренд сети быстрого питания можно и не упоминать. Одним словом, всегда проще взять что-то хорошо известное и узнаваемое, поменять местами пару букв или вовсе придумать свое название, при этом оставив фирменный стиль исполнения товарного знака и можно считать, что успех на рынке продукту гарантирован.
Возможно, именно так и рассуждали нарушители, с которыми столкнулись сотрудники Московского УФАС России. Так, компания «АВАЛОН», розничный продавец автотранспортных средств, разместила в одном из номеров журнала «АВТОМОБИЛИ И ЦЕНЫ» рекламу своего автомагазина под заголовком «дилер SIM MOTORS», и это при том, что товарный знак «SIM» принадлежит хорошо известному на московским рынке дилеру «СИМ Моторс», осуществляющему деятельность по продаже и ремонту автомобилей.
Еще одним нарушителем оказался индивидуальный предприниматель, который уже в системе «Яндекс.Директ» разместил рекламу «А вы Модный доктор?; Большой выбор американской медодежды в Москве. Online-заказ. Доставка». Казалось бы, что же здесь может противоречить законодательству? А вот что: «Модный доктор» - зарегистрированный товарный знак, который принадлежит ЗАО «ПКФ Центр моды «Медстильсервис», выпускающему дизайнерскую медицинскую одежду в России и за рубежом. Именно благодаря обращению представителей организации Управлением и было возбуждено дело, а затем и доказано нарушение со стороны ИП.
Надо сказать, что система «Яндекс.Директ» пользуется у рекламораспространителей особой популярностью. И главная причина - это простота и доступность для оповещения целевой аудитории о своих продуктах или услугах. Как отмечает начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Московского УФАС России Павел Олейник:
«При использовании подобного инструмента для размещения рекламы, у рекламодателей имеется возможность выбрать так называемые «ключевые слова», определяющие запросы пользователей поисковой системы, при вводе которых такому пользователю демонстрируется конкретная реклама. Такими лицами целенаправленно используется известность ряда словесных элементов для привлечения и обеспечения доступа максимального количества потребителей, желающих приобрести товар на одинаковом для заявителя и ответчика товарном рынке. Таким образом, вводя в поисковую строку наименование того или иного бренда или товара, интересующего потребителя, в ответ он получает, в первую очередь, рекламу, и лишь затем - результаты поиска».
Похожее нарушение было выявлено и в отношении ООО «Управляющая компания «Химгранд», которое, опять-таки, в системе «Яндекс.Директ», распространило рекламу состава для холодного цинкования: «ГАЛЬВАНОЛ. Официальный сайт фирмы. По цене 200 р/кг. Скидки при заказе большого объема и бесплатная доставка!». И вот незадача, обозначение «ГАЛЬВАНОЛ» является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого, согласно свидетельству на товарный знак, является ООО «НПЦ Антикоррозионой Защиты», при этом производство состава осуществляется только указанным Обществом.
А одним из последних возбужденных дел по признакам нарушения рекламного законодательства Московского УФАС России стало дело ЗАО МКБ «Москомприватбанк». Общество в своей рекламе использовало ну самое завораживающее словосочетание для российского потребителя: «Быстроденьги! 0% кредит 55 дней. Лимит 300 000 руб. Получите быстроденьги без справок!». Согласитесь, интригует? Не будем вдаваться в рассуждения, что кредиты это обуза, это в любом случае переплата… Нет, мы основываемся на фактах. А факт таков: обозначение «БЫСТРОДЕНЬГИ» является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем которого является ООО «Магазин Малого Кредитования».
Стоит отметить, что во всех вышеперечисленных случаях речь идет о нарушениях п. 7 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товара. И ответственность за данное правонарушение предусмотрено ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Максимальный размер штрафа на юридических лиц доходит до 500 тыс. руб. А в случае с рекламой состава для холодного цинкования ГАЛЬВАНОЛ от ООО «Управляющая компания «Химгранд» еще и пункта 20, а именно распространение рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Более того, как известно, при наличии у рекламораспростанителя разрешения правообладателя на использование товарного знака, подобная реклама не будет признана ненадлежащей, но во всех приведенных случаях такого согласия получено не было.
Рассуждая о незаконном использовании чужих товарных знаков, мы задумались, а как же быть, например, продуктовым магазинам, чьи рекламные афиши с кричащими заголовками о скидках на листовой салат или куриные грудки от производителя развешаны по всей столице? Ведь, если мыслить исходя из закона о рекламе, выходит, что и такая реклама противоречит всем возможным нормам, и как максимум использование в подобной рекламе прямого упоминания производителя или марки товара незаконно? Но тут на помощь приходит Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", который четко определяет: «…использование товарного знака товара, правомерно введенного в гражданский оборот, возможно и другими лицами в рекламе своей торговой деятельности по реализации данного товара. В то же время отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя». Одним словом, если мы видим рекламу, содержащую примерно такие строки: «Спешите, только три дня! Распродажа Гальванола!» от хозяйственного магазина «За углом», то в данном случае ни о каком нарушении речь не идет. Мы видим конкретную рекламу, конкретного хозяйственного магазина, который официально производит реализацию данного товара.
Подводя итог вышесказанному, хочется особо отметить, что производителям и рекламодателям следует внимательнее относиться к рекламе своих продуктов. Выстроить собственный бренд, зарекомендовать его, завоевать уважение потребителя, в конце концов, зарегистрировать собственный товарный знак – все это требует огромных усилий, работы, возможно, десятков профессионалов. И поэтому, когда фирма просто берет и пользуется уже существующим наименованием, она, тем самым, не просто нарушает «этику товарных отношений», она намеренно вводит покупателя в заблуждение, даря осознание причастности, если не самого близкого родства, к уже знакомому потребителю товару.
Дорогие читатели, если вы чувствуете, что та или иная реклама, бренд, название товара, даже его форма или изображение каким-то образом вводят вас в заблуждение, обращайтесь в Московское УФАС России, сотрудники Управления всегда готовы помочь отстоять ваши права и объяснить нарушителю, почему он неправ. Помните, честная конкуренция рождает честные предложения потребительского рынка.
Текст: Татьяна Шибанова, пресс-секретарь Московского УФАС