Sostav.ru

Почему телеканалы продолжают терять зрителей

Крупнейшие телевещатели в массе демонстрирует отрицательную динамику

20.07.2016 10 Автор: Надежда Бережная

 

Крупнейшие федеральные телеканалы, в числе которых "Первый канал", "Россия 1" и НТВ, продолжают сокращать аудиторию. Эксперты отмечают, что тренд на снижение телесмотрения отмечается на рынке не первый год, и причин тому целый ряд - от роста неэфирного смотрения до не совсем адекватной контентной политики телеканалов.

Компания TNS Russia специально для Sostav.ru подготовила данные по аудитории крупнейших российских телевещателей за первое полугодие 2016 года (1.01.2016-30.06.2016). Для унификации данных эксперты ориентировались на аудиторию 4+, представив в рейтинге данные по 25 телеканалам, основываясь на показателях российских городов с населениям 100 тыс.+. Для сравнения были использованы данные I полугодия 2016 года и аналогичного периода прошлого года.

При ранжировании телеканалов мы, в первую очередь, учитывали их долю. При этом отметим, что некоторые телеканалы, лидирующие по доле, могут отставить по среднесуточному охвату. Как объясняют эксперты, это показатель вовлеченности зрителей: многие телеканалы, отстающие по среднесуточному охвату наращивают долю аудитории за счет продолжительности просмотра зрителем телепрограмм.

 

Фото depositphotos

 

Лидирующие позиции по-прежнему знанимаю Первый Канал, Россия 1 и НТВ. Телеканалы лидируют как по доле, так и по охвату, однако эти показатели заметно ухудшились. Доля "Первого канала" снизилась с 14% до 13,1%, доля  "России 1" сократилась с 12,7% до 12,5%. Согласили доли и флагманские каналы «Газпром Медиа»: доля НТВ снизилась с 10,2% до 9,4%, ТНТ - с 6,6% до 6%. Представители телеканалов связывают падение с фрагментацией аудитории федеральных телеканалов.

«Некоторое снижение смотрения в первом полугодии традиционно наблюдается на НТВ в течение последних пяти лет. Помимо таких внешних факторов, как рост тематического смотрения и усиление фрагментации аудитории, на НТВ есть и внутренние, связанные с контентным наполнением канала и объемом премьерного вещания, которое значительно меньше, чем у других каналов «большой тройки». Сейчас мы активно готовимся к сезону 2016/2017, в котором презентуем много премьер, рассчитанных как на лояльных зрителей НТВ, так и на новую качественную аудиторию», - прокомментировали в пресс-службе НТВ.

Очевидный диссонанс внес телеканал РЕН ТВ, которому удалось в этом пологодии показать колоссальный рост. Это касается и доли, которая увеличилась на один пункт - с 4% до 5%, - и среднесуточного охвата, который составил 22,8% по сравнению с 21,6% в прошлом году.

 

Владимир Тюлин, генеральный директор телеканала РЕН ТВ


Мы связываем стремительный рост доли телеканала с перепозиционированием, изменением управленческой политики и успешным программированием – в 2015 году в сетке телеканала произошли кардинальные изменения. Были запущены новые имиджевые и спонсорские проекты, а главные хиты РЕН ТВ приобрели новый формат.

Также был увеличен объем информационного вещания, появились новые линейки с качественным зарубежным контентом. Все это помогло нам не только заинтересовать более молодую и привлекательную для рекламодателей аудиторию, но и увеличить долю на 28% (Все 25-54) – с 4,8% до 6,1%.

 

 

Эксперты отмечают, что тренд на снижение телесмотрения отмечается на российском рынке уже не первый год. Причин тому целый ряд - от роста неэфирного смотрения до контентной политики телеканалов. Так или иначе, зритель все чаще находит причины не смотреть федеральное ТВ.

 

Ирина Полуэхтова, руководитель отдела социологических исследований АЦ Vi


Ничего нового в этом [сокращении аудитории федеральных каналов – прим. ред] нет – продолжается фрагментация аудитории. Каналов в домах горожан становится все больше, и внимание аудитории перераспределяется. Определенную роль в этом сыграло и появление цифровых мультиплексов, сделавших во многих домах доступными каналы, которых раньше не было или просто изменивших привычный порядок «кнопок».

В любом случае, телеканалов и телевизоров в домах россиян уже достаточно, чтобы каждый смотрел то, что ему более интересно. Наибольшие потери в этой ситуации несут, естественно, универсальные, массовые каналы. Собирать массовые аудитории становится все сложнее. Это можно сделать только за счет контента, который может заинтересовать разные группы аудитории - и мужчин, и женщин, и зрелых зрителей, и юных. Потеря аудитории «большими каналами» - объективный и закономерный процесс (и результат) развития телевизионного рынка.

Если же говорить конкретно про итоги 1 полугодия 2016 года, то снижение аудитории «больших» каналов связано также с некоторой усталостью зрителей от политики. В 2014 и 2015 году был существенный рост аудитории на фоне обострения международной обстановки, внешнеполитической и экономической ситуации. Доли аудитории «больших» каналов выросли, в основном, за счет информационных и общественно-политических программ. Но постепенно интерес к ним снижается.

РЕН – один из немногих каналов из первой десятки, аудитория которого выросла. Отчасти это результат изменения нумерации телеканалов во втором мультиплексе с августа 2015 года, в результате чего РЕН оказался на 11-й кнопке, опередив СТС и ТНТ. Но не только. Если говорить о наполнении эфира, то РЕН в этом полугодии уделил особое внимание программированию выходных дней. В целом в прошедшем телевизионном сезоне (2015-2016) по выходным и праздникам доля канала РЕН ТВ по сравнению с прошлым сезоном выросла с 4,9% до 5,5%. Кроме традиционных лидеров эфира РЕН ТВ (мультфильмы о русских богатырях, концерты Михаила Задорнова), канал стал часто программировать выходные дни как марафоны популярных форматов (например, нон-стоп показ программ И. Прокопенко или сериала «Глухарь»).

 

 

Данные TNS Russia за I полугодие 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г.

Регион: Россия (города 100 000+)
Целевая аудитория: все 4+
Период: 01.01.2016-30.06.2016 / 01.01.2015-30.06.2015
Сутки в целом

  Телеканал Доля
%
2016
Среднесут. охват,
тыс. чел.
2016
Среднесуточный
охват, %
2016
Среднесут. охват,
тыс. чел.
2015
Среднесуточный
охват, %
2015
Доля
%
2015
1 Первый канал 13,1 26541 38,5 27784 40,5 14
2 РОССИЯ 1 12,5 24846 36 26094 38 12,7
3 НТВ 9,4 19740 28,6 20739 30,2 10,2
4 ТНТ 6 14835 21,5 16487 24 6,6
5 Пятый Канал 5,7 14727 21,4 14419 21 5,6
6 РЕН ТВ 5 15738 22,8 14806 21,6 4
7 СТС 4,7 15246 22,1 16791 24,4 4,6
8 ТВ Центр 3,6 13572 19,7 13883 20,2 3,4
9 Домашний 3,2 10326 15 9898 14,4 2,7
10 ТВ-3 2,9 10232 14,8 10465 15,2 2,8
11 Звезда 2,4 10050 14,6 9795 14,3 2,3
12 Карусель 2,3 6747 9,8 5527 8 1,6
13 Россия 24 2,3 11721 17 12205 17,8 2,9
14 Матч ТВ 2 8232 11,9 - - 2,6
(Россия 2)
15 Канал Disney 1,6 5262 7,6 5840 8,5 1,7
16 Пятница 1,5 7981 11,6 7207 10,5 1,5
17 Россия К 1,2 8237 11,9 8794 12,8 1,3
18 Че 1,2 6980 10,1 9581 14 1,5
19 Ю 0,9 4894 7,1 5103 7,4 0,9
20 МИР 0,7 5681 8,2 2782 4,1 0,3
21 CTC Love 0,6 2511 3,6 1855 2,7 0,5
22 МУЗ ТВ 0,5 4058 5,9 2687 3,9 0,4
23 2Х2 0,5 - - - - 0,7
24 ТНТ4 0,5 2437 3,5 - - -
25 RU.TV 0,3 2250 3,3 2408 3,5 0,3

*В расчет включены каналы, которые находились в измерении проекта ТВ Индекс на протяжение всего анализируемого периода

 

Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.