Ровно десять лет назад, 21 марта 2006 года американский программист Джек Дорси опубликовал первый твит в только что созданном им проекте, которому предстояло стать самым популярным в мире сервисом микроблогов и в корне перевернуть представление о скорости распространения новостей. Как появился, развивался и продвигался Twitter, вспоминал Sostav.ru.
Зарождение
Джек Дорси, автор и идейный вдохновитель проекта, вырос в Сент-Луисе, штат Миссури. Он с детства интересовался технологиями в их прикладном значении. В одном из интервью близкий друг и со-разработчик Твиттера Биз Стоун рассказывал, что с 14 лет Дорси был одержим диспетчеризацией и маршрутизацией транспортной системы родного города, и даже разработал программное обеспечение для диспетчеров, которое до сих пор используют многие таксомоторные компании.
В 2000 году Дорси, 24-летний выпускник Нью-Йоркского университета в Окленде (Калифорния) основал стартап, который специализировался на отправке курьеров, такси и аварийной службы через интернет. По сути, он основал городскую диспетчерскую службу с собственным ПО. Одной из особенностей созданной им системы было наличие функции обмена мгновенными сообщениями между диспетчером и водителем.
Именно эта функция и зародила в голове программиста идею о создании сервиса, который позволил бы обмениваться мгновенными сообщениями со своими друзьями. С предложением о создании сервиса, который был назван «stat.us», Дорси пришел в компанию Odeo. Именно тут он познакомился с Бизом Стоуном и Эваном Уильямсом, которые помогли ему воплотить в жизнь идею Twitter.
Черновик Джека Дорси о проекте «stat.us»
Вспоминая первую встречу с Дорси, Биз Стоун рассказал, что на тот момент его команда думала над тем, как можно связать СМС и статусы людей в единый социальный сервис. Идея Дорси оказалась очень кстати. «Что, если бы вы могли рассказать всем своим друзьям о том, чем занимаетесь? И для этого не надо писать целый пост в блоге или LiveJournal», - так презентовал свой концепт его автор.
На разработку прототипа Твиттера ушло две недели. К марту подготовительные работы были закончены, и разработчики преступили к тестированию. 21 марта 2006 года Дорси опубликовал первый твит, а 15 июля 2006 года была представлена полная версия сервиса. В октябре 2006 года основные разработчики Твиттера - Дорси, Стоун и Уильямс - выкупили Odeo и все его активы, в том числе Odeo.com и Twitter.com, сформировав новую компанию - «Obvious Corporation».
Первый твит Джека Дорси
Название, под которым мы знаем сервис микроблогов сегодня, придумали в Odeo: в переводе с английского «to twitte» означает «чирикать, щебетать». В качестве логотипа с самого начала использовалась синяя птица, которая с годами меняла лишь очертания. Первый вариант был придуман британским графическим дизайнером Саймоном Оксли, Твиттер его просто купил в стоке за $15. Два следующих редизайна (в 2009 и 2010 гг) проводили Биз Стоун и Филипп Паскуццо, а последний вариант был принят в 2012 году - его автором был Даг Боуман.
Развитие
Первый год Twitter не могла похвастаться головокружительными показателями по росту аудитории. Пользователи заметили сервис только год спустя – в марте 2007. Ставка была сделана на продвижение сервиса на массовых мероприятиях, вызывающих сильные эмоции, которыми пользователь хотел бы немедленно поделиться. Прорывом для Twitter стал популярный с США музыкальный фестиваль «South by Southwest» (SXSW), который с 1987 года ежегодно проходит в Техасе.
Всего за день благодаря участникам этого мероприятия использование Твиттера увеличилось с 20 тыс до 60 тыс сообщений. Триумф на фестивале не только привлек внимание пользователей и экспертов к проекту, но и позволил ему получить награду Web Award в номинации «лучший мобильный стартап проект» в 2008 году.
В последующие годы число пользователей сервиса стремительно росло. В 2007 году пользователи Твиттера публиковали 5 тыс. твитов в день, в 2008 году – 300 тыс, в 2009 – 2,5 млн твитов. К 2015 году ежедневно пользователи по всему миру публиковали 500 млн твитов в день.
К 2010 году число активных пользователей Твиттера превысило 100 млн человек, к 2012 году эта цифра увеличилась до 120 млн., а к первому кварталу 2013 года достигла отметки 200 млн. В 2015 году ежемесячная аудитория сервиса составила уже 320 млн человек.
Самой сильной стороной Твиттера была и остается его функция по мгновенному распространению информацию: самые значимые события сопровождаются тысячами сообщений пользователей в секунду. В обиход даже вошел термин "твиттер-революция", характеризующий различные революции и протесты, координация которых происходила через популярные социальные сети, в первую очередь, через Твиттер.
Функцию Твиттера как источника информации во время нестабильности в стране и тотального информационного контроля впервые использовали во время акций протестов в Молдове в 2009 году, однако по-настоящему потенциал сервиса раскрылся во время так называемой "арабской весны" - серии протестных акций 2010-2011 гг. в североафриканских арабских странах, а также Евромайдана 2013-2014 гг.
Бизнес и инвестиции
Несмотря на потенциал и постоянно растущую аудиторию, Твиттеру еще ни разу за историю существования не удалось закончить год без убытков. Согласно последнему отчету, годовая выручка в 2015 г. Увеличилась на 58% по сравнению с 2014 и составила 2,2 млрд долларов (90% выручки обеспечивает мобильная реклама). При этом чистый убыток уменьшился по сравнению с годом ранее на 9,8% и составил 521 млн долларов.
Эксперты связывают убыточность сервиса с несколькими причинами. Во-первых, компания достаточно поздно стала монетизироваться, лишь пять лет назад в этом направлении были сделаны первые шаги, а вменяемые рекламные форматы появились всего пару лет назад. При этом до сих пор нет достаточно глубоких механизмов оценки эффективности рекламы в Твиттер, что в значительной степени отпугивает бренды от площадки.
Еще одна причина хронической убыточности - это значительные инвестиции в различные стартапы: с 2008 года Twitter купил 22 проекта. Самая последняя покупка - стриминговый сервис Periscope, в который было вложено $100 млн. Инвестициями в новые проекты компания традиционно пытается поднять собственную оценку в глазах инвесторов и не отставать от рынка в плане новых технологий.
Интернет-реклама Твиттер с Папой Римским, 2015
Важно, что руководство Twitter понимает все свои недостатки и старается их решить. В прошлом году Джек Дорси, который возглавлял с 2008 года совет директоров Твиттер, занимаясь развитием других своих проектов, вновь вернулся к непосредственному управлению компании. С тех пор вектор развития компании стал меняться в лучшую сторону, во всяком случае, на уровне обещаний перед инвесторами.
В частности, компания пообещала работать над увеличением ROI в маркетинге, улучшая измерения и повышая релевантность. Также Твиттер будет ответственнее подходить к инвестированию в стартапы и работать над увеличением числа пользователей - нынешний темп роста в 9% для социальных медиа равен стагнации. Меняется и технологическая часть - вводятся новые функции, недавно изменен алгоритм выдачи твитов в ленте.
Судя по активизации работы над улучшением сервиса по всем направлениям, Джек Дорси и его коллеги понимают, что Твиттер сейчас находится на той стадии, когда легко потерять позиции и перейти в категорию вяло умирающих проектов. И следующий юбилей может встретить только в виде статьи в "Википедии" о некогда популярном сервисе, который "делал" революции в умах и на улицах.