Их любит аудитория, к ним с опаской относятся бренды — о специфике работы с детьми-блогерами рассказывает диджитал-продюсер, основатель музыкального издательства DNK-Music и селебрити-агентства DIDENOK TEAM Кирилл Диденок.
Как агентство ищет звезд?
Селебрити-агентство Didenok Team начинало работу как компания, которая сотрудничает только с молодыми ребятами. При этом оно не занимается поиском талантов, не отправляет скаутов — все дети «находятся» сами. Команда агентства много времени проводит в социальных сетях YouTube, TikTok, Likee, где ежедневно появляются новые пользователи, почти каждый из которых может стать звездой.
По мнению Didenok Team, с точки зрения развития бизнеса совершенно непродуктивно искать ребенка специально и искусственно создавать из него блогера. Нужно, чтобы человек, который уже производит контент и заинтересован в собственном профессиональном развитии, сам пришел в агентство. Продюсеры могут помочь ему решить технические, финансовые задачи, усилить менеджмент, найти рекламодателей. Это двустороннее сотрудничество: агентство помогает юному блогеру заработать деньги, инфлюенсер помогает агентству развиваться, придумывать креативы, уникальные форматы, находить новые бренды, с которыми ранее не было точек соприкосновения.
В работе с блогерами важно учитывать фактор времени: будет ли формат и контент конкретного ребенка популярен и востребован аудиторией и брендами через месяц, полгода, год, несколько лет. Например, если блогер стал звездой против собственной воли, только потому, что родителям и менеджерам кажется, что он очень милый и красивый, то такой проект не рассчитан на долгосрочную перспективу. Проект должен развиваться естественно, по инициативе самого ребенка. Только тогда бизнес будет успешным в течение долгого времени, а не пары месяцев.
Каких вложений требует старт карьеры ребенка-блогера?
Если речь идет о YouTube-каналах, то в первые годы, пока ребенок маленький, ведение канала берут на себя его родители. В их задачи входит создание полного цикла, включая видео, монтаж и публикацию на канале. Это ежедневная рутина: чтобы набрать аудиторию, запомниться и стать узнаваемым, видео необходимо публиковать практически каждый день. Родители вместе с детьми постоянно придумывают новые темы для видео, ищут наиболее удачные форматы в зависимости от талантов и интересов ребенка, проводят съемки, ищут реквизит и оборудование для съемок.
Когда дети становятся старше, они нарабатывают опыт, становятся профессиональными блогерами и могут реализовывать сложный креатив. На этой стадии в работу включаются менеджеры, которые помогают в реализации идей и привлекают других специалистов, необходимых для реализации проектов: визажистов, стилистов, операторов, реквизиторов
В начале карьеры для блогера услуги агентства бесплатны, так как работу над контентом менеджеры не курируют. Далее услуги агентства прописываются в смете: учитываются затраты на каждого специалиста, принимавшего участие в работе над роликом или постом. Эта сумма затем вычитается из доходов блогера.
На старте карьеры родителям необходимо вкладывать деньги в реквизит, оборудование для съемок, возможно, оплату программ для монтажа роликов, создания спецэффектов. Но начать можно и с обычной съемки на айфон. И затем, если станет понятно, что ребенок действительно развивается и блогинг не напрасная трата времени, стоит инвестировать в покупку хорошей камеры.
Чем дети-блогеры отличаются от взрослых?
У детей-звезд есть суперспособность: они гораздо быстрее становятся популярными и набирают аудиторию органикой. Дети смотрят огромное количество видео на YouTube, моментально влюбляются в блогеров и оказываются невероятно лояльной аудиторией. Чтобы ребенок стал одним из лучших, необходимо вложить в него время и ресурсы, помочь ему дорасти до профессионального уровня. А от самого ребенка это требует трудоспособности, нацеленности на результат, уверенности в своих силах, стойкости духа для конкуренции со звездами.
Еще одна особенность заключается в том, что ребенок не статичен: он быстро растет, меняется. Изменениям подвержены характер и внешность. Взросление, с одной стороны, помогает детям справиться с психологическими трудностями блогинга и учит решать проблемы. С другой стороны, в какой-то момент они теряют интерес рекламодателей из-за возраста: игрушки рекламировать уже поздно, а телефоны — пока еще рано. Такие моменты необходимо предугадывать, и именно в этом может помочь менеджер.
Бывают ситуации, когда дети или подростки гипертрофированно реагируют на трудности, резко меняют решения, начинают излишне тревожиться. В такие моменты необходимо аккуратно гасить их эмоции, настраивать ребенка на работу, помогать справиться с переживаниями. Впрочем, чересчур эмоционально вести себя могут не только дети, но и инфантильные взрослые. Так что опыт продюсирования детей часто помогает разрешать проблемы, возникающие при работе со взрослыми звездами.
Продвижение контента детей-блогеров
В работе с детьми на старте нецелесообразно вкладываться в специальные маркетинговые инструменты и раскрутку. Для начала стоит просто регулярно размещать ролики и посты вне зависимости от загруженности, расписания в школе, настроения, самочувствия и других факторов. Если аудитория будет получать контент время от времени, не понимая, когда ей ждать новый пост, она не будет следить за блогом.
Отличной идеей может стать адаптация контента других блогеров. Как правило, на заре карьеры ни один ребенок или подросток ничего принципиально нового и оригинального придумать не может. Любой его креатив будет всегда повтором чьего-то контента, который он смотрел. Если начать с пересъемки креатива других блогеров, то можно как минимум набить руку в съемке видео, понять, какие механизмы помогают ролику стать популярным, увидеть свои сильные и слабые стороны. Кроме того, подражание другим поможет привести начальный трафик. Чтобы развить канал, нужно делать либо адаптации чужих идей видео, либо снимать обзоры, либо находить контакты с другими селебрити, чтобы получить часть их трафика.
Важное дополнение: развивая канал, необходимо планировать продвижение, создавать контент-план и следовать ему, а не действовать спонтанно. На это обычно уходит столько же времени, сколько на создание самого контента. Когда блогер только начинает карьеру и делает работу за пиарщика, SMM-специалиста и менеджера самостоятельно, он не имеет ни секунды свободного времени, но зато тренирует навыки во всех аспектах работы с контентом. Так он сможет понять, что у него отлично получается без чужой помощи, а какие аспекты нужно усилить, привлекая сотрудников агентства.
О чем думают бренды?
За последние годы объем участия детей в рекламных кампаниях увеличился почти в 20 раз. Связано это с появлением социальных сетей, которые изначально ориентированы на детей и подростков, — это совершенно детский Likee и подростковый TikTok. На YouTube также появилось множество детских каналов, видео на которых набирает по несколько миллионов просмотров. У детей выросла покупательная способность, они могут тратить деньги на покупку мелочей, игрушек, вещей, о которых рассказывают блогеры. Рекламодатели видят, что любой товар, который показывает ребенок в своем видео, вызывает живой интерес у аудитории.
Исследования Didenok Team говорят о том, что дети не воспринимают рекламу как способ привлечения внимания к продукту. Их интересует исключительно контент. Если реклама нативна, сопровождается качественным креативом, интерактивна, то дети откликаются позитивно. Если предложить им получить награду за съемку собственного контента, они также моментально отреагируют.