Основным каналом привлечения для EdTech в России были Google и продукты Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России). С уходом площадок многие проекты просели в продажах, таргетинг стал менее эффективным, а рекламодателям пришлось переходить на отечественные площадки. Что происходит с EdTech после февральских событий 2022 года, Sostav рассказали специалисты компании Kokoc Group .
В январе 2022 года образовательные компании привлекали до 80% абитуриентов через таргетинг в Facebook и Instagram (запрещены в России, принадлежат Meta). Львиная доля бюджета на рекламу в интернете была разделена между контекстной рекламой в Google — до 25%, и между запрещёнными соцсетями и TikTok — до 9%.
Наиболее стабильным каналом с точки зрения эффективности рекламных бюджетов сейчас остаётся поисковый трафик. Бюджеты на поисковую оптимизацию и управление репутацией в течение года существенно не изменились. При этом в рекламных инструментах заметно увеличилось присутствие «Яндекса» — в 2,5 раза. В частности, рекламодатели стали активно использовать как существовавший ранее функционал, так и новинки, например, «ПромоСтатьи».
Сегодня трафик образовательных компаний растёт от месяца к месяцу, а с апреля наблюдается резкое повышение конверсий в покупку курсов. Всё это происходит благодаря корректировке рекламной стратегии после проседания продаж в отрасли до 20%.
В сентябре и октябре переход из просмотров курсов в покупку достигал рекордных 70%, согласно данным платформы партнёрского трафика Get4Click, который входит в состав Kokoc Group. Конверсия из оформленных промокодов в покупку курса или тренинга также ушла в резкий рост, начиная с весны. К октябрю 2022 года, впервые с марта, EdTech снова начал вкладываться в Google и добавлять запрещённые соцсети в свои бюджеты, чтобы привлекать лиды из-за рубежа. И затраты на эти каналы, вероятно, будут расти.
На первые же места вырвалась персонализированная коммуникация — CRM-маркетинг идёт сразу после «Яндекса» по доле затрат от общего рекламного бюджета. Тренд на персонализацию, начавшийся задолго до СВО, продолжает укрепляться, в том числе на рынке образования. Это связано с тем, что привлекать новых клиентов стало дороже. Поэтому компании делают ставку на работу с теми, кто уже попал в базу.
Тем более, в феврале и сентябре прошли две крупных волны релокаций, и молодые специалисты начали искать работу за пределами России. В текущих реалиях многие не хотят быть привязаны к определённому месту, готовы работать удалённо и рассматривают новые для себя возможности и специальности. При этом оставшиеся стали чаще проявлять интерес к ИТ-профессиям. Наиболее популярные сегодня профессии в интернете: интернет-маркетолог, SMM-менеджер, программист.
Таким образом, сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО) сейчас чувствует себя лучше всех. Согласно открытым источникам, именно ДПО аккумулирует более трети выручки топ-100 компаний отрасли. Ещё одно перспективное направление — детское образование. Отставание от ДПО в разрезе госфинансирования здесь составляет всего порядка 10%.
Александр Шокуров, управляющий партнёр и CEO Kokoc Group:
Роль цифровизации в жизни людей продолжает расти, и без качественного образования мы рискуем столкнуться с зависанием прогресса в этой отрасли. Значит, нужно обучать свежие кадры, в том числе и взамен тех, кто решил уехать.
После небольшого декабрьского затишья 2022 года в январе 2023 наблюдался возросший спрос, который уже в феврале начал сменяться активными продажами. Кроме этого, весь год ожидается устойчивый уровень спроса, что связано с продолжающимся трендом на переход к удалённому формату обучения, который начался ещё в пандемию.
Мы провели исследование 25 образовательных платформ, лидеров российского онлайн-обучения, с помощью маркетинговой платформы Get4Click по принципу обмена трафиком. Всего были проанализированы 390 тыс. заявок на обучение, которые оставили через онлайн-формы, и распределений промокодов, скачанных из школьных систем с интернет-профессиями с февраля 2022 по октябрь 2022 года.