Иллюстрации artlebedev.ru
Студия Артемия Лебедева наконец официально представила туристический логотип Санкт-Петербурга, слухи о разработке которого бродили по рынку с ноября прошлого года. Проект был создан по заказу Комитета по развитию туризма Северной столицы, и включает целый спектр работ - от непосредственно самого логотипа и шрифта до оформления рекламных плакатов и другой продукции.
Сам логотип, представленный в латинском и кириллическом написании, в своей текстовой части скрывает один из самых узнаваемых атрибутов Петербурга - знаменитые разводные мосты. А бирюзовая волна, бегущая по низу графического знака, символизирует воды Невы и городских каналов.
Креаторы создали целый набор знаков про интересные, приятные и незабываемые для гостей стороны жизни Петербурга. Каждый знак - ясный и выразительный символ, основанный на овале. Кроме названия города, в логотипе появляется любая подходящая к знаку подпись, набранная фирменной гарнитурой СПб.
Огромное количество комбинаций знаков и текста, по мнению авторов, превращает логотип в универсальный инструмент для решения самых разных рекламных и информационных задач, при этом он всегда сохраняет свои характерные и узнаваемые черты.
Шрифт СПб
Примеры использования
Рекламные баннеры
Дмитрий Перышков, креативный директор и совладелец агентства DDVB
Я не очень знаю контекста и стратегии... Может в рамках какой-то перспективы и хорошо. А если меня спрашивать, ассоциируется ли у меня этот логотип с Санкт-Петербургом - нет. Какой-то шведский или норвежский милый городок где морской порт был краеугольным камнем при создании города. И в этом вся его история. А с Питером - нет.
Владимир Лифанов, креативный директор агентства Suprematika
Буквально недавно прочел у кого-то где-то (честное слово, у кого именно не помню, поэтому автор примерной цитаты ниже - заранее спасибо), что парадокс студии Лебедева не в том, что все ее проекты по айдентике заведомо плохие. А сила в том, что они внезапно и очень плохие. И раз от раза все хуже. То есть каждым проектом откапывается новое дно сразу под старым. И совершенно очевидно, что как-то обсуждать профессиональные качества работы и смысла нет. Ну и такой юморной пинок про приставку Saint — получите "смишной" нимбик. И Неву волнистой выведем. Такой жидкий ребусик для детских книжек-отгадаек про города. И внагрузку значки как значки, стерильно и линейно.
Я не являюсь профессиональным шрифтовиком. Оттого мое мнение тут последнее. Но все ж таки не могу не заметить, что шрифт, как гирляндой, увешан какими-то немыслимыми загогулинами, непринужденно избавляющими любые заголовки. Этим шрифтом набранные, от читабельности, превращая эти слова, по сути, в какое-то месиво из лигатурок, выносов, подчеркиваний и загогулин. Что-то в этом есть ужасно бесвкусное и антиэстетичное. Или просто я пока не дорос до таких вершин (или глубин).
Итого заведомо как бы провокационный проект с упором на шрифтовую часть. Логотип, сделанный с целью накинуть добра на вентилятор САЛ-хейтеров. И на деле-то так себе наброс. Для провокации скучновато, а для серьезной работы плохо.
Михаил Шишкин, основатель и креативный директор агентства SHISHKI, куратор направления Дизайн в Школе ИКРА
Предвижу бурление по этому поводу, но в целом ощущение от работы позитивное. Не могу сказать, что это лицо Петербурга, каким я его вижу каждый день, но это, безусловно, Петербург периода белых ночей и солнечных дней мая-июля. Думаю, люди которые приезжают в Питер видят его таким, светлым и открытым, без темных колодцев и рефлексии.
В стиле есть система и гибкость, которая необходима для такого масштабного проекта. Как и другие логотипы городов Студии, он скорее работает на внешнюю аудиторию (что думаю в данном случае осознано), петербуржцы же скорее воспримут его несколько чужеродным, не таким, каким они чувствуют свой город, чуть более суетливым и неестественно жизнерадостным.
Александр Воронков, дизайнер брендингового агентства Depot WPF
К счастью, моему родному городу повезло больше, чем Саратову и другим городам, недавно превращенным в бренды… В целом новый стиль Петербурга производит свежее впечатление, хотя подобные решения мы уже встречали в брендинге городов. Из плюсов можно перечислить отлаженную систему визуальной идентификации, адекватную требованиям туристической сферы. Выбранный графический язык позволяет решать широкий спектр задач, стоящих перед коммуникациями такого знакового бренда, как Петербург, и имеет запас прочности для последующих обновлений. В типографике также можно обнаружить ряд приятных и интересных нюаснов.
Борис Александров, креативный директор агентства Brandon (Одесса)
Уверен, что старая добрая традиция троллить работы студии Лебедева будет продолжена и в этот раз, поэтому буду рад стать светлым лучиком на темном поле брани. Мне нравится. Длинное и неповоротливое слово разбили на три строки, хорошо поработали со шрифтом, создали узнаваемый и динамичный стиль пиктограмм, который вполне дружен с не менее характерным шрифтом. Общемировой тренд упрощения налицо и я этому рад.
Насчет сходства с логотипом Одессы, также не могу согласиться. Они совершенно разные, а наличие якоря среди разработанных пиктограмм просто дань приморскому расположению города.
Я понимаю все тех, у кого Питер вызывает бурю эмоций, исторических ассоциаций и локальных смыслов. Чем их больше, тем сложнее сделать что-то для всех. Может быть, и есть такой символ, который затмит остальные и все одновременно вдруг напишут у себя на стенках фейсбука «О чудо! Это же то, что надо!». Но пока его нет, можно жить дальше и радоваться новому, современному и красивому. Ложка хороша к обеду.
Вячеслав Видяпин, aрт-директор брендинг-студии "Vidyapin Brothers"
Сделано профессионально на первый взгляд. Отмечу, довольно смелое решение конечно. Мое представление об этом городе пожалуй, более объемно, более детализировано, больше наполнено историей, шедеврами искусства. В этом городе много красивых мест, культурных учреждений, думаю для туризма - это важно. Можно сказать, что выбранная стилистика больше нацелена на молодежь, эмоции, свободу, получился неплохой такой "пляжный" вариант в хорошем смысле, конечно.
Григор Бадалян, Директор по брендингу Центра стратегических коммуникаций «Апостол»
Дизайн должен быть функционален - должен отражать ту или иную идею, заложенную в философии бренда. Только с этой точки зрения - насколько успешно дизайн доносит эту идею - возможно о его качестве судить. В этом смысле из публичных материалов не до конца ясно, какова идеология бренда, какие смыслы, подчёркивающие уникальность Петербурга, в неё закладывались, и была ли вообще проделана эта работа.
Ещё одна особенность: территориальные бренды очень часто говорят о своей многоликости - «такой разный Нью-Йорк / Сингапур / Гонконг, у каждого он свой...». На наш взгляд, подобный подход является неэффективным: интеллектуальный подвиг как раз заключается в том, чтоб выявить главную отличающуюся особенность города и региона, подчинив ей все остальные; далее выразить в дизайне именно эту основную идею. В этом смысле вопрос - Что такое Санкт-Петербург, и зачем туда ехать? на наш взгляд остаётся открытым.
Бренд-стратег Brandson Branding Agency, Григорий Храбров
С точки зрения айдентики предложенный Лебедевым вариант не имеет уникальных ассоциаций с Санкт-Петербургом. Ведь если мы уберем из него все узнаваемые символы, то получим совершенно универсальный стиль, подходящий любому туристически значимому городу. При этом уникальность СПб (самый северный мегаполис мира, белые ночи, вторая столица, Достоевский, северная Венеция - те самые реки и каналы) остаются за бортом. Если же смотреть на этот проект с точки зрения территориального брендинга, то нарушена базовая логика построения территориального бренда (точнее, его туристического суббренда). Как и за счет чего реализована навигация для туристов? Какая сквозная идея в основе всех коммуникаций? В чем обещание бренда? Вот вопросы, на которые в первую очередь стоило бы получить ответы. С этого следовало бы начать, а знак в этой системе вторичен. К сожалению, здесь нарушена логика работы - либо нам о чем-то не сообщили. Но сама по себе айдентика не работает. Петербург - пример города, который изначально создавался как территориальный бренд, с четкой концепцией и, простите, неймингом и айдентикой. Сегодняшняя задача - сделать так, чтобы уже существующий бренд начал работать в 21 веке.