Когда все только начиналось, многие сразу впали в панику, я же ловила себя на мысли, что меня эта ситуация не пугает. «Кризис — это круто, настоящий вызов», — думала я, хотя отчетливо понимала, какие сложности нас ждут. Международной компании с одним косметическим (Lumene) и одним профессиональным (Cutrin) брендом в портфеле и так непросто, а тут сразу два «черных лебедя»: падение рубля и пандемия с неясными сроками окончания.
Сразу оговорюсь, что на поддержку государства, озвученную для малого и среднего бизнеса, в нашем случае надеяться не стоило ввиду иностранного капитала. Как и у большинства компаний, у нас сразу же возникли внешние и внутренние сложности. Я расскажу, что мы сделали, чтобы они были менее болезненными, и как кризис помог компании и лично мне.
1. Мы трезво оценили и приняли реальность. Лозунгом компании с середины марта стали слова Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям».
2. Мы открыто поделились с командами нашим видением. Перед началом официальных нерабочих дней мы честно рассказали подразделениям о прогнозируемом падении продаж и необходимости изменений, которые помогут сохранить команду. Была введена четырехдневная рабочая неделя и сокращены транспортные расходы. Возможно, именно благодаря честной и открытой коммуникации, осуществленной в нужное время, непопулярные на первый взгляд меры были восприняты как облегчение. Многие ожидали худшего — массовых увольнений, например.
3. Мы проштудировали и пересмотрели все издержки line by line. Как известно, дьявол кроется в деталях. Мы подвергли пересмотру все траты, включая «бумажные стаканчики», и отказались от всего, что не влияет на операционную деятельность и не перечеркивает наши многолетние усилия по продвижению и построению имиджа бренда.
4. Мы исполняли и продолжаем исполнять свои обязательства. В сложное для всех время мы договорились со штаб-квартирой о новом графике и суммах платежей клиентам и партнерам. При этом надо понимать, что наши собственные платежи тоже не прекратились, поскольку мы закупаем продукцию в Финляндии. Наших клиентов мы также просим оплачивать товар, разумеется, вводя на время кредитную политику.
5. Мы приняли стратегическое решение максимально сдерживать цены. Тут без комментариев: едва ли кто-то думает, что у людей сейчас денег больше, чем до кризиса.
Есть еще куча идей, вплоть до сдачи части офиса в субаренду. Эта мысль давно витала в воздухе, ведь места у нас действительно много, но только кризис заставил сделать замеры и разместить объявления.
Что кризис дает лично мне как генеральному директору? Я приняла сама и убедила принять главный офис несколько стратегических решений, которые откладывались или тормозились по разным причинам. По принципу now or never, с риском для своей позиции, но большим шансом для развития компании. Я заново открыла для себя сотрудников — к счастью, в большинстве случаев с положительной стороны, ощутив их энергию и поддержку. Любая нестандартная ситуация, как лакмусовая бумажка, показывает разные стороны. И даже не лучшие из них приносят пользу, так как становятся стимулом к поиску и принятию важных решений.
Что вдохновляет? Коллеги, партнеры, которые смотрят с тобой в одну сторону. Вдохновляет работа, которая ведется, несмотря ни на что, и приносит свои плоды. Вдохновляет рост продаж у ключевых клиентов даже в период кризиса. Да, сейчас это происходит благодаря e-commerce, но это наша новая реальность и она отражает любовь покупателей к маркам Lumene и Cutrin. И это главное, что останется с нами после выхода из карантина.
Каковы результаты? Благодаря оперативным мерам кумулятивный результат по марке Lumene за первые четыре месяца года можно назвать вполне достойным: при падении выручки на 22% прибыль осталась на уровне бюджета. Но мы не расслабляемся. Это наш запас прочности, который важно сохранить и усилить, насколько это возможно.