Иллюстрация Depositphotos
Теннисистка Мария Шарапова - самая высокооплачиваемая спортсменка в мире, одна из самых влиятельных женщин в спорте, одна из богатейших женщин России по версии Forbes. Теперь она рискует потерять и высокие позиции в рейтингах, и миллионы долларов. А также нанести серьезный удар по спортивному маркетингу, символом которого является.
В понедельник спортивное агентство IMG организовало пресс-конференцию, на которой Шарапова призналась, что последний допинг-тест был положительным. Проба, взятая во время Открытого чемпионата Австралии по теннису, показала наличие мельдония (милдроната).
Милдронат - самый популярный препарат балтийской фармкомпании «Гриндекс». В России и Латвии он применяется для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе при нарушении мозгового кровообращения. Одновременно он улучшает толерантность к физической нагрузке и интеллектуальную функцию у здоровых людей. Последнее свойство и заставило Всемирное антидопинговое агентство (WADA) внести мельдоний в список запрещенных препаратов.
Шарапова рассказала, что принимала препарат в течение десяти лет. В конце декабря WADA сообщило об изменениях, которые вступят в силу с 1 января, с помощью рассылки. Спортсменка подтвердила получение электронного письма, однако заявила, что не стала смотреть полный список по ссылке. «Я совершила ужасную ошибку. Я подвела фанатов. Я подвела весь спорт», - сказала теннисистка. Международная теннисная федерация (ITF) отстранила Шарапову от соревнований, но спортсменка не планирует завершать карьеру и надеется, что ей дадут еще один шанс.
Как показывают предварительные подсчеты, дисквалификация дорого обойдется Шараповой. Forbes оценивает ее состояние в 240 млн долларов, а годовой доход — в 29,7 млн долларов. В двадцатке самых высокооплачиваемых спортсменов она — единственная женщина, при этом болельщики и спонсоры любили Шарапову не только за быструю подачу, отмечает бывший директор Warsaw Sports Marketing Center Орегонского университета Пол Свонгард.
Победы на корте приносили теннисистке 23% доходов, остальное она зарабатывала на рекламных контрактах с Avon Products, Nike, Tag Heuer International, Evian, Porsche и другими брендами. Для сравнения: призовые за Australian Open, где Шарапова в четвертьфинале уступила Серене Уильямс, составили 298 тысяч долларов. В итоге за год «набегало» около 9 млн долларов. Десятилетний контракт с Nike стоил 70 млн долларов; маркетинг приносил спортсменке до 23 млн в год.
Именно Nike первой отреагировала на допинговый скандал. Компания приостановила действие спонсорского контракта на время разбирательства, отметив, что партнеры «огорчены и удивлены новостями». Далее последовали отказы от Tag Heuer и Porsche. Производитель часов, входящий в группу LVMH, решил не продлевать контракт, а автоконцерн приостановил все запланированные мероприятия.
Впрочем, мнения экспертов относительно дальнейшей судьбы Шараповой разделились. Одни вспоминают о крахе легендарного велогонщика Лэнса Армстронга, из-за допинга лишенного семи титулов победителя «Тур де Франс» и спонсорских контрактов. Другие говорят о деловой репутации Шараповой, благодаря которой спортсменка сможет выдержать даже громкий скандал. Кроме того, признание ошибки должно сыграть свою роль — уже упомянутый Армстронг долго отрицал выдвинутые обвинения и пытался доказать свою невиновность в суде.
Эксперт по брендингу из компании Octagon Дэвид Шваб заявил Forbes, что некоторые партнеры Шараповой пересмотрят свои планы на весну. По его словам, он будет очень удивлен, если бренды продолжат сотрудничать со спортсменкой - ведь она употребляла препарат на протяжении десятилетия. Это может сказаться и на развитии спортивного маркетинга в целом: Шарапова была самым успешным примером сотрудничества в этой сфере.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ Спорт и деньги: Как зарабатывают бренды
Скандал также ударит и по собственному бизнесу теннисистки - совсем недавно Шарапова планировала активно развивать бренд Sugarpova и выводить его за пределы кондитерского сегмента.
За звезду тенниса заступились российские предприниматели. Бизнесмен Олег Тиньков осудил "лицемерие западных брендов", которые не готовы разбираться в ситуации, и предложил Шараповой поддержку от лица Тинькофф Банка.
В том же ключе высказался и Евгений Чичваркин: "Я Найк и Порш не куплю больше. Если не одумаются. Креатив весь вышел что-ли? Такую историю можно было сложить. Всё это внимание обернуть в свои продажи".