Ильгиз Хазиев, младший эконометрист , и Наталия Балута, директор департамента знаний MediaCom, изучили семантику и количество упоминаний коронавируса в социальных медиа.
В мире бушуют страсти по коронавирусу 2019-nCoV, обнаруженному в декабре 2019 года в городе Ухань в центральном Китае. За масштабами и скоростью распространения вируса следят все СМИ: на 9 февраля было подтверждено 37558 заражённых в 25 странах и 813 с летальным исходом (по данным ВОЗ, Wikipedia).
MediaCom Knowledge отвечает за прогнозы развития простуды для фармацевтических брендов в России и нескольких других странах, поэтому мы постоянно отслеживаем динамику заболеваемости и уровень обсуждаемости простуды и сезонного гриппа в социальных медиа. И, конечно, не могли обойти вниманием вспышку коронавируса и оценить обеспокоенность у людей.
Проанализировав информационное поле на базе данных инструмента мониторинга социальных медиа YouScan, мы увидели, что за год в России не было события, сравнимого по масштабу обсуждения: всего за один месяц коронавирус набрал 1,8 млн упоминаний. Для сравнения — казалось бы, нашумевшая в 2019 году рекламная кампания Reebok #нивкакиерамки в месяц «хайпа» обсуждалась в 24 раза меньше и не вышла за 80 тыс. упоминаний в месяц.
Как же развивалась ситуация? До середины января информационное поле было сравнительно спокойным, обсуждение шло, но количество упоминаний не превышало 500 в день. Однако во второй половине января начался резкий рост, вызванный сообщениями о росте численности зараженных, закрытии на карантин г. Ухань, предупреждениями о возможности ввоза вируса с посылками AliExpress (в 20-х числах января). Пик количества упоминаний — 172 тыс. в день — пришелся на 31 января, когда появились сообщения об обнаружении коронавируса у двух человек на территории России.
Активность обсуждения дополнительно подстегнуло то, что некоторые производители противопростудных и противовирусных препаратов включили упоминания коронавируса в свою онлайн-рекламу, отметив в сообщениях «эффективность против коронавируса». Это, в свою очередь, вызвало волну встречной критики от пользователей интернета, в том числе от профессионалов, отмечающих бесполезность препаратов.
Высокая обсуждаемость коронавируса сохраняется до настоящего момента по всей России, прежде всего в VK и с максимальным уровнем вовлеченности на YouTube. В европейской части России особенно активны пользователи Москвы, Ростова-на-Дону и Краснодара. Среди ближайших к Китаю регионов наибольшую активность в обсуждении коронавируса проявляют Приморский, Забайкальский и Хабаровский края, а также Иркутская область и Бурятия. Кроме того, пользователи активно обсуждают коронавирус в Поволжье и на Урале.
Большая часть авторов, вовлеченных в обсуждение, — мужчины (56%), а доля сообществ в обсуждении невысока (лишь 9%). Обсуждение имеет в основном саркастическую тональность, не обходится и без визуальных мемов. Довольно точно тональность описывает один из комментариев с YouTube: «Люди умирают. Везде паника, а русские не перестанут шутить в комментариях». Среди основных тем и комментариев аудитории интернета — требования закрыть границы, одновременно пользователи нередко отмечают, что СМИ все преувеличивают.
MediaCom Knowledge уже четыре года отслеживает в социальных медиа семантическое ядро из нескольких десятков слов, касающихся простуды и сезонного гриппа. Анализ семантики показал, что динамика в социальных медиа в целом высока, но это соответствует сезону. При этом январь 2020 года даже уступает январю 2019 года, когда был зафиксирован исторический максимум сообщений.
У нас была гипотеза, что обсуждение коронавируса может вызвать изменения в поведении людей, в том, как ведут себя и что делают заболевшие и простудившиеся. Но гипотеза на данный момент не подтверждается. Однако не исключено, что в ближайшее время ситуация может измениться. Мы продолжим мониторинг для оперативного реагирования в случае изменений. Берегите себя и заботьтесь о здоровье.