Технологии давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, а события последних месяцев ускорили процессы их внедрения как в частную, так и в общественную, рабочую сферы жизни. Коснулось это и бизнеса, где использование высоких технологий стало вопросом выживания, а не желания. Заместитель генерального директора NMi Group Юрий Драган рассказал, как происходит бизнес-технологизация в России и за рубежом и какие у нее перспективы после пандемии.
Вопросы технологизации, которые поставила перед компаниями пандемия
В коронакризис в первую очередь драматически возросла роль стабильности и достаточности инфраструктуры для эффективной коммуникации в условиях изменившейся системы организации труда — это необходимый минимум для продолжения функционирования компании.
Второе по значимости изменение затронуло вопрос сбыта. Ответом стал взрывной рост e-commerce даже в категориях, исторически представленных больше как офлайн-бизнесы. Тем не менее онлайн-продажи явились необходимым ответом на вопрос о дальнейшей возможности существования компаний.
Третий жизненно важный аспект касается цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, а также стремительного роста использования электронного документооборота, систем управления проектами, миграций в облако.
Основные тренды технологизации
1) Жизнь все больше переходит в онлайн. Торговля, удаленная работа, дистанционное обучение (в широком смысле — как для детей и подростков, так и для уже состоявшихся специалистов и руководителей), развлечения в еще большем объеме (концерты, спектакли, экскурсии, путешествия, эфиры с медийными лицами), рост интереса к онлайн-видеоиграм — все больше стираются территориальные ограничения как с точки зрения доступа к новым рынкам и трудовым ресурсам для бизнеса, так и с точки зрения доступа к лучшему образованию и новых рынков занятости для соискателей. Все больший потенциал обретает интернет как часть нашей жизни и экономики.
2) Рост и все большая значимость бесконтактных, электронных форм оплаты. В условиях изоляции, когда покинуть квартиру было проблематично, онлайн-платежи и переводы заметно упростили жизнь. Теперь, когда «испытательный» период закончился, вряд ли стоит ожидать резкого отказа от удобного и уже ставшего привычным способа оплаты.
3) Необходимость роста производительности труда за счет все большей доступности к массовому внедрению технологий (big data, нейронные сети, облачные вычисления, роботизация, внедрение новых технологий, материалов, систем разделения труда на производствах
Эти тренды существовали и ранее, но внимание к ним со стороны компаний часто было факультативным, а оценка перспектив их внедрения у многих не стояла на повестке дня. За время пандемии эти тренды стали более масштабными, корректировка стратегий с их учетом стала жизненно необходимой.
Зарубежный опыт
Американская компания Amazon давно положительно зарекомендовала себя в сфере онлайн-продаж. В период пандемии она ускорила внедрение высоких технологий, в частности, роботизации. Появились «умные» склады и сортировочные центры, где роботы размещают товары на полках, сканируют их, транспортируют. Это, во-первых, ускорило и облегчило работу, а во-вторых, что было очень важно в условиях пандемии, сократило количество контактов между людьми.
Китайская Alibaba Group — пример того, как ритейлер становится одной из самых прорывных IT-компаний в мире. Так, Alibaba Group имеет в портфеле и одну из крупнейших в мире облачных инфраструктур, и собственную платежную систему, и логистическую компанию. Один из примеров их передовых технологических решений — приложение Taobao, где пользователи бродят по крупнейшему в мире виртуальному торговому центру, переходя из одного магазина в другой и разглядывая самые удивительные продукты с наилучшими ценами. Сервис может может обрабатывать на пике более 8 млрд обращений к внутренним данным. Поддержание такого потока внутренних данных — без преувеличения технический подвиг, именно поэтому компания Alibaba считается ведущим в мире поставщиком облачных сервисов.
Опыт российских компаний
В магазинах «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», принадлежащих компании X5 Retail Group, появилась функция самообслуживания, стали использоваться камеры для контроля наполненности полок и мониторинга свежести продуктов, электронные ценники на основе технологии E-Ink. В работе самой компании получает распространение онлайн-обучение новых сотрудников, перевод 94% персонала на удаленную работу.
Сеть магазинов «Утконос» увеличила выручку за первый квартал 2020 года на 34,5%. Они улучшили мобильное приложение: теперь там есть онлайн-витрина, возможность выбора времени доставки, отслеживания курьеров, голосовой поиск, поиск товара по штрих-коду.
ПАО «Магнит» планирует запустить бесконтактную оплату Selfietopay, с помощью которого будет сканироваться лицо покупателя, и на основании обработанных данных с его счета будет списана нужная сумма. С 2019 года эту технологию уже тестируют пиццерии Papa John’s и кофейни Cofix.
После пандемии
Пандемия дала толчок в использовании инновационных технологий в бизнесе. То, что раньше обсуждалось, планировалось к внедрению, теперь активно используется.
Компании, которые смогли не только подстроиться под новые условия, но и улучшить свои бизнес-процессы за счет технологий, автоматизации, перестроения на удаленную работу как постоянную практику и внедрения новых эффективных систем распределения труда, выжили и повысили свой рейтинг среди потребителей.
Если давать прогнозы относительно будущего, то с уверенностью можно сказать, что нас ждет следующее:
- сфера e-commerce продолжит развиваться. Только в 2020 году в этом сегменте ожидается рост на 22%;
- виртуальная реальность продолжит свою экспансию. Дистанционные, бесконтактные формы взаимодействия оказались крайне актуальными, и общество, пусть во многом и вынужденно, теперь готово к ним значительно лучше, чем до пандемии;
- развитие технологий по ускорению и улучшению качества процесса покупки и доставки, уменьшению непосредственных контактов с клиентом, прогнозированию и управлению спросом
и т. д. ; - рост важности искусственного интеллекта. Для более эффективной работы — например, для прогнозирования спроса — все больше бизнесов используют предиктивную аналитику, машинное обучение, интернет вещей, блокчейн и так далее. Ритейл больше всех использует эти методы, но, уверен, и компании из других сфер не смогут обойтись без этого. Хотя бы по той простой причине, что, по данным Boston Consulting Group, у компаний, внедривших искусственный интеллект, операционная маржа выше на 40%, а оборотного капитала им требуется на 20% меньше.
Цифровая трансформация, на которую раньше потребовалось бы несколько лет, была пройдена за пару месяцев. У бизнеса не было иного выхода: либо остаться в прошлом, либо адаптироваться к новым условиям, стать гибче и более цифровым. И именно технологии явились своего рода «палочкой-выручалочкой» в этой перезагрузке.