Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Вадим Матюшкин, B&D: как учатся миллениалы и зумеры

Об угрозах отчисления и «работы дворником» придется забыть

25.03.2020 4 94
Вадим Матюшкин

Вадим Матюшкин, заместитель декана Факультета управления бизнесом по развитию Института бизнеса и дизайна B&D , рассказал, чем современные студенты отличаются от предыдущих поколений, а также описал учебные процессы программы «Бизнес-практика».


Поколения Y и Z не познали в полной мере, что такое советское высшее образование, переполненное абстрактной теорией и диаматом. Они росли в условиях конкуренции разных образовательных форм и стандартов. Многие из них легко формулируют свои претензии и пожелания к содержанию образовательных программ. Они чувствуют себя клиентами, приносящими вузам деньги, гораздо в большей степени, чем безропотными учениками. Но есть и между ними свои отличия. Тем более что внутри преподавательской среды сейчас зреет ностальгия по «идеальным» игрекам в связи с их уходом в профессиональную сферу и с тем, что им на смену приходят непонятные и «чужие» зеты, прилипшие к своим гаджетам.

Миллениалы принимают все формы обучения и четко знают, какая из них какую пользу может им принести. У них широкий ролевой набор — они воспитывались поздними советскими гражданами и социализировались в условиях дикого капитализма. В 2014 году мы проводили среди них опрос и выяснили, как именно связаны в их сознании цели обучения и его формы.

Карта восприятия рынка образовательных услуг. Обработка в программе SPSS (Correspondence analysis). 2014 г.

Данную карту сложно интерпретировать без соответствующего опыта. На ней нет обозначения осей координат. Значение имеют лишь расстояния между точками: точки образовательных форм, особенностей экспертизы преподавателей и точки индивидуальных целей учащихся.

Главный вывод, который можно сделать на основе карты, — существуют три крупных кластера на рынке образовательных услуг, отличающихся друг от друга по своей способности решать те или иные проблемы и задачи людей:

  • кластер профессионального роста или переподготовки;
  • кластер развития навыков внутри существующего профессионального уровня;
  • кластер эмоционально-мотивационный.

Кластер профессионального роста

Этот кластер выбирают те, кто осознанно стремится к продвижению по карьерной лестнице, а также и те, кто меняет профессию на более перспективную. Эти образовательные услуги отвечают стратегическим личным целям. Соответственно, и выбор поставщиков услуг, авторов и спикеров происходит в пользу более известных, традиционных образовательных брендов, а также в пользу тех спикеров, кто работал с крупным бизнесом, крупными проектами.

Длительность такого рода обучения может составлять от 72 часов и больше, в зависимости от программы. Уже давно во всех (или при) крупных и не очень крупных вузах открылись и развиваются бизнес-школы или так называемые департаменты ДПО (дополнительного профессионального образования). Есть также двухгодичная магистратура, которая выбирается теми, у кого за плечами бакалавриат. Причем встречаются магистерские программы и в области брендинга (например, ВШБ), и в области дизайна разных направлений — дизайна одежды, средового дизайна и других. Спрос на такие программы выше всего среди тех, кто хочет сменить профессию, полученную на предыдущей ступени высшего образования.

Кластер развития навыков

Обучение в этом коротком формате выбирают люди, которым нужно решить узкую, тактическую проблему или задачу по работе. Обычно эти профессионалы уже на практике обнаружили, что им не хватает более современных компетенций для полноценного исполнения своих обязанностей. Либо это фрилансеры, которым нужны новые заказы в смежных областях. Порой на такие курсы своих подчиненных посылает руководство компаний.

Осознанный потребитель на образовательном рынке в этом случае выбирает поставщика услуг без оглядки на бренд. Ему нужны нишевые узкоспециализированные курсы, а спикеры — желательно из компаний настолько же специализированных, и необязательно лидеров рынка. Формы подойдут и дистанционные, но не автоматизированные, лишь бы был живой спикер. Поэтому — только вебинар или видеоурок. А длительность может не превышать несколько таких встреч. Хотя чем сложнее навык, тем длиннее занятия. Пример в Институте бизнеса и дизайна — курс переподготовки по программе «Графический дизайн» длится полтора года, и это даже при условии начального художественного образования.

Эмоциональный кластер

Миллениалы не избалованы — они знают, что сладкое может быть только по большим праздникам. Поэтому на харизматичных звезд они никогда не пойдут ради решения своих утилитарных проблем или за помощью в карьерном развитии. Хорошего должно быть понемножку. Мотивационные тренинги тоже востребованы, но не в регулярном режиме.

Это может быть двухчасовой мастер-класс на какой-то конференции либо в рамках встреч с профессионалами в вузе. В любом случае, представителю поколения Y непонятно, зачем такая звезда нужна на более длительный период и чему она может научить. К ней и подойти за советом будет неловко. Да и вряд ли совет будет дельным, так как великим с их высоты наши беды не видны, и мелкие цели не кажутся достойными внимания.

Такой подход к выбору на рынке не единственный. Он скорее более распространен, чем другие, среди поколения Y. Данное поколение запомнится всем работникам образовательной сферы как самое гибкое и разностороннее. Но на смену ему приходят менее гибкие и более избалованные студенты. Педагогам о них уже все известно. Скоро узнают и работодатели.

Как строить образование для поколения Z

Что является основой для нашей социализации? Общение с родителями в домашних условиях. Адаптация под требования преподавателей школы и вуза. Выживание в мире сверстников…

Новое поколение отгородилось ото всех этих источников тремя цифровыми технологиями: играми, соцсетями и мессенджерами. Игры полезны, потому что развивают рефлексы и освобождают время родителей. Соцсети позволяют замкнутым детишкам строить отношения. Мессенджеры дают беспокойным бабушкам уверенность, что дитя постоянно на связи. Эти тезисы привели к своим побочным результатам, о которых, возможно, кто-то и предупреждал, но его глас был воспринят как ворчание исчезающего динозавра.

Первое последствие цифровых технологий

Эволюция игровых механик привела к тому, что у молодого поколения развилась толерантность к ошибкам, дедлайнам и стратегия бесконечных проб. Главное — успеть сохраниться. Все эти наши «последний раз тебя предупреждаю» не оставляют в душе у них никакого следа. «Босс» будет пройден, не сегодня — так завтра. Соответственно, угрозы отчисления или низкой оценки не в состоянии выполнять социализирующую роль. Равно как и прогнозы нищеты и «работы дворником». Воспитывать поколение Z можно только реальными последствиями. Мы бы даже назвали это педагогикой пограничных состояний. Студент должен быть отчислен. Сотрудник должен быть уволен. Иначе все ошибки будут повторяться вновь и вновь.

Второе последствие цифровых технологий

Распространенность мессенджеров и самой культуры их использования привела к тому, что старшее поколение утратило способность формировать у своих детей эмпатию и способность демонстрировать эмоции. Таким образом, страдает один из ключевых soft skill будущего специалиста — эмоциональный интеллект. Зумеры не могут понять эмоции своих родителей, а также не могут понять и сами друг друга, боятся и не умеют раскрыть себя перед сверстниками. Культура их общения — это табу на демонстрацию эмоций. В результате все их переживания остаются с ними, если заботливый взрослый не начнет докапываться. Без слов, смайликов и эмодзи они не справляются. Мимика не работает, жестикуляция бедная, чтение состояний собеседника нулевая. Это на самом деле первое поколение, которое именно произносит свои эмоции. Все остальные их выражают.

Как именно страдает из-за этих последствий образовательный процесс? Во-первых, не работает моделирование профессиональной ситуации. Не работает абстрагирование. Во-вторых — нет связи с преподавателем. Обоим участникам процесса непонятны переживания друг друга, а моральные ценности разные, как и бывает у поколений. Отсюда и отчуждение. Ведь если не заметно переживание другого — его можно обижать и оскорблять, не видя границ. Какие-то выходы из этого положения все же есть.

В Институте бизнеса и дизайна мы внедрили в учебный процесс бакалавриата дисциплину, в которой профессиональная деятельность имитируется с максимальной приближенностью к реальности.

«Бизнес-практика» — геймификация высшего образования

«Бизнес-практика» в Институте бизнеса и дизайна — это действующий на постоянной основе проект интеграции бизнеса в учебный процесс. Важной особенностью такой интеграции является создание под контролем куратора — образовательного пространства, в которое приглашают профессионалов из отрасли. С одной стороны, профессионалы, представители поколения Y, попадая в это пространство, играют по заданным вузом правилам. С другой — именно их оценки труда студентов, поколения Z, определяют качество конечного результата, так вуз подстраивается под современный бизнес.

Приглашенные практики оказывают влияние на образовательную деятельность через:

  1. членство в жюри конкурса (фестиваля) студенческих проектов;
  2. участие в качестве консультанта в процессе работы над учебными проектами;
  3. выполнение роли «заказчика» студенческих проектов.

Все роли важны, но только за счет третьей возможно полноценное практическое обучение. Куратор «Бизнес-практики» представляет студентам спикера-практика в качестве «учебного материала», чтобы показать буквально на прикладном примере, что именно тот из себя представляет. За что он может казнить, а за что миловать. Практик становится «стендом» для отработки следующих навыков:

  • чтение и понимание технического задания (брифа);
  • участие в брифинге и дальнейших консультациях по заданию;
  • защита проекта перед заказчиком.

Вуз сам определяет актуальность того или иного направления проектной деятельности, выбирает компании и диктует им шаблон брифа, согласовывает с ними сроки и уровень сложности задач. Погружаясь в бриф, студент не только пытается применить полученные в вузе знания на практике — он еще и слышит ответ бизнеса на свои предложения. Чем больше таких проектов, тем скорее у студентов сформируется системный подход, интегрирующий вузовские знания и понимание актуальных проблем бизнеса.

Каждый проект содержит в себе следующие этапы:

  • знакомство с бизнесом и постановка задач;
  • проведение исследования продукта, рынка, потребителей;
  • разработка маркетинговых, рекламных решений;
  • презентация — защита проекта.

Параллельно идет развитие навыков командной работы и управления проектом. «Бизнес-практика» объединяет в одном образовательном пространстве еще и студентов разных курсов. Старшие играют роль руководителей и наставников для младших. Так мы сближаем их, «сталкиваем лбами», позволяя развивать эмпатию и пресловутый эмоциональный интеллект. Увольнения из команд — не редкость. Дружеские союзы рассыпаются, если не прошли проверку совместной деятельностью. На их руинах формируются новые, более крепкие. Из вуза выходят не только уже готовые к работе профи, но и целые команды.

В итоге два поколения, Y и Z, и даже представители одного поколения притираются друг к другу, компенсируя негативные последствия влияния цифровых технологий, и развивая недостающие для полноценной профессиональной деятельности навыки.

Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.