Оргкомитет «Российской исследовательской недели» (РИН) опубликовал 26 июля 2019 года отчет «Состояние рынка социологических и маркетинговых исследований в 2018 году». По оценке авторов отчета, объем рынка, исчисленный в долларах США, незначительно снизился до $340 млн. (в 2017 г. — $345 млн). В рублевом исчислении объем рынка в 2018 году вырос на 6% в сравнении с предыдущим годом и составил 21,3 млрд. руб. и 20,1 млрд руб., соответственно. Эти данные хорошо сходятся с оценкой того же показателя, сделанной ОИРОМ в конце 2018 года.
При этом, материалы Отчета РИН, основанные на анкетировании участников рынка, содержат массу интересных деталей. Так, в течение последних двух лет заметно увеличилась доля заказов, полученных от российских клиентов. Напомним, что это происходит на фоне роста рынка.
Структура заказов российского рынка маркетинговых исследований
Говоря о популярности методов исследования, данные опроса свидетельствуют о незначительном уменьшении доли традиционных количественных и качественных методов и росте категории «другое» (+8 пп за последний год). О том, что имели в виду респонденты, отмечая этот вариант ответа, без дополнительных исследований сказать трудно, выскажем лишь гипотезу: речь идет о безопросных методах, использовании Big Data
Внутри каждого из секторов — свои изменения. По мнению Александра Шашкина, гендиректора компании Online Market Intelligence (OMI) основным событием 2018 года в области количественных исследований увеличение доли онлайн-опросов, в результате которого, они заняли вторую позицию после личных интервью и впереди телефонных опросов (CATI).
Структура сектора количественных исследований
В области качественных исследований фокус-группы уверенно сохраняют лидерство, хотя их доля снизилась за последние два года на 9 пп., в то время, как доля «глубинников», наоборот, растет.
Структура сектора качественных исследований
Отчет основан на данных прямого опроса 110 компаний, которые составляют 19% участников рынка и дают 65% всего оборота индустрии.
В расчетах учитывались работы, связанные с проведением маркетинговых и социологических исследований,
В расчетах НЕ учитывались проекты, проведенные зарубежными компаниями без привлечения местных подрядчиков, например, онлайн-опросы. Кроме того, во избежание двойного счета, не учитывались работы, сделанные одними исследовательскими компаниями для других исследовательских компаний.