Пессимизм россиян в связи с текущей потребительской ситуацией растет. По данным январской волны опроса ВЦИОМ (проект «Спутник») Индекс потребительского доверия упал до 34%, что сопоставимо с показателями разве что двухлетней давности.
Динамика изменения Индекса потребительского доверия*
* Определяется по ответам на вопрос: «Сейчас хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?»
Аналогично ведет себя и Индекс кредитного оптимизма, в ходе измерения которого респонденты отвечают на вопрос о том, «Хорошее ли сейчас время, чтобы брать кредиты?». Данные социологов убедительно демонстрируют: «нет, не время сейчас для кредитов», — считает значимая доля наших сограждан. Эта доля растет, а Индекс, соответственно, падает.
Динамика изменения Индекса кредитного оптимизма
А вот отношение россиян к инфляции в последние два месяца не меняется: 57% респондентов называют ее очень высокой, а чуть меньше трети — умеренно высокой. Сопоставляя годовую динамику Индекса восприятия инфляции с реальной инфляцией, можно видеть,что респонденты способны «предсказать» динамику последней за один-два месяца. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что в феврале-марте 2019 можно ожидать стабилизации Индексов потребительского доверия и кредитного оптимизма.
Динамика Индекса восприятия инфляции
Динамика реальной инфляции, %
Пессимистические настроения россиян вполне могут быть связаны с их ухудшающимся материальным положением. Об этом свидетельствует динамика одной из составляющих Индекса социального самочувствия. Но при этом доля тех, кого эта жизнь устраивает, практически, не меняется. Во всяком случае, пока не меняется. Как же так? Вот так. Это Россия.
Динамика составляющих Индекс социального самочувствия
Инфографика: Chartberry.com