Ритейл является одной из лидирующих отраслей по внедрению ИИ в России. Так, 42% компаний на рынке уже использует технологии ИИ, а еще 35% - планирует начать в течение пяти лет, следует из совместного исследования РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Microsoft «ИИ в ритейле: практика российского бизнеса».
Только 2% респондентов отметили, что в их компании полностью завершена разработка процедур и процессов использования ИИ, 3%-определение рисков и 4%-обозначение четких ролей и обязанностей по внедрению искусственного интеллекта.
Наибольшие сложности у ритейлеров вызвали разработка политик, процедур и процессов, а также обозначение ролей и обязанностей. В трети опрошенных компаний системная работа по оценке рисков и выгоды от внедрения технологий ИИ, составления планов и реорганизации бизнес-процессов только начата, или проделано менее половины работы. Это означает, что сегодня ИИ в российском ритейле используется скорее фрагментарно, без системной реорганизации бизнеса. Однако, по мнению авторов исследования, в ближайшие пять лет можно ожидать полномасштабного применения ИИ в различных бизнес-процессах, требующих межсистемных интеграций и внешнего взаимодействия.
Самыми популярными у российских ритейлеров стали ИИ-решения для персонализации, виртуальные помощники и чат-боты, интеллектуальные системы для принятия решений и предиктивной аналитики. В пятилетней перспективе большинство опрошенных планируют использовать аналитические ИИ-решения для выявления закономерностей и отклонений.
Среди основных рисков внедрения были отмечены репутационные (влияние на имидж бренда неудачных кейсов и др.), безопасности и несоответствия выгоды затратам на проект. Основными вызовами при внедрении ИИ для российских ритейлеров являются необходимость изменения существующих бизнес моделей, недоверие к решениям, принятым ИИ, а также финансовые ограничения.
Сергей Плуготаренко, директор РАЭК:
Мы видим огромный интерес отрасли к внедрению технологий ИИ. Вместе с тем их внедрение в ритейле происходит в основном точечно, что подтверждает тренд на коммодитизацию ИИ и переход от технологических к продуктовым решениям.
Эльза Ганеева, менеджер по работе с государственными органами Microsoft в России:
Российские компании обладают огромным потенциалом в области ИИ: согласно исследованию Microsoft, руководители в России активнее своих зарубежных коллег ведряют эту инновационную технологию. При этом результаты текущего исследования подтверждают наш ключевой тезис: цифровая трансформация — это не единичное внедрение какого-либо цифрового инструмента, а, прежде всего, — комплексная бизнес-инициатива. Только при таком целостном подходе использование технологий может принести ощутимый бизнес-результат.
Ольга Логунова, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ:
Наше исследование продемонстрировала сегментацию компаний с точки зрения уровня использования технологий ИИ. Эксперты выделяют верхушку пирамиды, это высокотехнологичные крупные компании, которые много экспериментируют и имеют квалифицированный штат in-house. Обширный средний слой — компании, которые только заходят в эту нишу, параллельно используя готовые решения. И в основании этой пирамиды находятся компании, которые только задумываются о технологиях ИИ, изучают успешные кейсы и обосновывают необходимость их внедрения.
Согласно отчёту IDC, более половины компаний уже внедрили или планируют в течение года завершить проекты запуска решений с использованием технологий Интернета вещей. Так, среднегодовой темп роста рынка в период c 2018 года до конца 2023 года составит 19,7%, прогнозируют аналитики .