Роскомнадзор потребует от операторов связи информацию об абонентах и их телефонных звонках, соответствующий проект постановления российского правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Согласно документу операторы будут обязаны обеспечивать доступ к следующим данным об абонентах: имя клиента; его место жительства; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; номер телефона; виды соединений, совершенные абонентом; факты передачи голосовой информации и сообщений.
Операторы связи также должны обеспечить круглосуточное взаимодействие своих систем с надзорными органами в автоматическом режиме. Информация должна обновляться раз в сутки.
Минцифры пояснило, что проект направлен на борьбу с серыми сим-картами, которые оформляются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также раздаются бесплатно в местах массового скопления людей и используются в различных схемах мошенничества. Тайна связи будет соблюдена. Содержимое сообщений, звонков абонентов операторы не будут предоставлять Роскомнадзору.
Опрошенные РБК эксперты опасаются утечек данных. По словам гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, для осуществления контроля Роскомнадзору достаточно первичной информации об оформлении договора. Представители МТС и «МегаФона» сообщили, что изучают проект, «однако уже сейчас понятно, что перечень запрашиваемой информации избыточный и некоторая ее часть относится к тайне связи». Компании рассчитывают, что найдется сбалансированное решение, которое учтет интересы абонентов и операторов.
Ситуация с мобильным спамом и мошенничеством обострилась в прошлом году. По данным антимонопольного ведомства, наибольшее количество зафиксированных нарушений рекламного законодательства (21%) было связано именно со звонками и sms, поступающими на телефоны абонентов без их согласия. В 2019 году этот показатель составлял 12,8%.
Минцифры разработало законопроект, который обяжет сотовых операторов устанавливать системы для противодействия телефонному мошенничеству. Операторы тем временем уже объединились с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) для разработки мер с телефонным спамом.