Впервые в Москве с 11 по 13 сентября пройдет «Российская креативная неделя» (Russian Creativity Week) — масштабное событие, направленное на развитие креативных индустрий в России. Ключевой площадкой «Недели» станет парк Горького, где за три дня состоится более 500 мероприятий: бизнес-форум, выставки, лекции, мастер-классы, паблик-токи и многое другое. Все индустрии будут представлены в развлекательном, образовательном и деловом блоках. С 7 по 10 сентября специальные мероприятия пройдут в регионах России.
Организаторами «Российской креативной недели» выступают ФГБУ «Роскультцентр», социальная платформа фонда «Росконгресс» — фонд «Инносоциум» и Российский книжный союз. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Культурная программа «Российской креативной недели» начнется с препати — вечером 10 сентября состоится концерт композитора Кирилла Рихтера и Richter Trio. В программе — альбом «Хронос», произведения к кинофильмам и балетам и другие сочинения композитора.
Хедлайнером культурной программы станет Теодор Курентзис, который даст в рамках «Российской креативной недели» два концерта. В ночь с 11 на 12 сентября хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса представит программу Lux Aeterna («Вечный свет»), объединяющую десять веков русской и европейской духовной музыки. Название программе дало одно из центральных произведений концерта — опус венгерского авангардиста Дьердя Лигети, ставшего широко известным благодаря фильму Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001». 12 сентября Теодор Курентзис повторит эту программу в концертном зале «Зарядье». Предшествовать ей будет музыкальный марафон камерной музыки ХХ-ХХI вв. в исполнении музыкантов оркестра musicAeterna.
На протяжении трех дней на территории Пушкинской набережной парка Горького будут работать 14 лекториев по всем отраслям, входящим в понятие «креативные индустрии». Программы направлений курируют журналист и телеведущий Владимир Познер, генеральный директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика, руководитель новостного медийного проекта об играх PLAYER ONE (MY.GAMES) Антон Городецкий, профессор Международной академии архитектуры и МАРХИ Владимир Плоткин, директор Belgrade Design Week Йован Йеловац, искусствовед Николай Палажченко, генеральный директор медиахолдинга «Национальная Медиа Группа» Ольга Паскина, президент Altcommunication Group Егор Альтман, генеральный директор студии визуальных эффектов Main Road Post Арман Яхин, дизайнер одежды Татьяна Парфенова, создатель платформы Dombook Ирина Доброхотова, основатель telegram-канала @blockchainrf Ани Асланян.
Гостей лекториев ждут более 300 мероприятий с участием ведущих экспертов и лидеров отраслей: выставки, перформансы, бизнес-сессии, паблик-токи, дискуссии, лекции, мастер-классы и воркшопы. Среди спикеров и участников — режиссеры Федор Бондарчук, Тимур Бекмамбетов, Жора Крыжовников, актер Владимир Машков, музыкант Алексей Кортнев, продюсер Николай Картозия, художник Миша Most, композиторы Владимир Горлинский, Алексей Сюмак и Иван Бурляев, генеральный директор MY.GAMES Фолькер Бениг, президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит, вице-президент АКАР Игорь Кирикчи, сооснователь кинотелевизионной студии «Главкино» Илья Бачурин, главный архитектор Московской области Александра Кузьмина, директор парка Горького Павел Трехлеб.
Одним из главных событий «Российской креативной недели» станет Creative Business Forum, который объединит крупных государственных деятелей, глав компаний и лидеров творческого сообщества для обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед креативными индустриями. Генеральный партнер программы форума — фонд «Росконгресс». Программа разработана совместно с интеллектуальным партнером форума — консалтинговой компанией EY. Главным событием форума станет пленарное заседание, тема которого соответствует миссии креативной недели — «Формирование самоидентичности российских креативных индустрий, реализация экономического потенциала креативного сообщества России».
Минпромторг России — стратегический партнер «Российской креативной недели» — будет представлен в отдельном павильоне, работа которого построена на симбиозе традиционных промыслов, современных технологий и трендов. Среди мероприятий — музыкальные выступления и демонстрация одежды, созданной на основе традиционных промыслов регионов России: Нижегородской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Новгородской области и других. В программе — паблик-токи на темы лучших региональных практик, перспектив и вызовов креативных индустрий. Посетители пространства познакомятся с экспозицией народно-художественных промыслов: изделия из хрусталя и кружева, матрешки, золотая вышивка, разные виды росписи. В павильоне Минпромторга России будет дан старт молодежному проекту «ЗАЖИГАЙ креативные индустрии на своей малой родине!».
Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы представит специальную площадку «Сделано в Москве», посвященную креативным индустриям столицы. В программе — дискуссии, открытые диалоги с экспертами, презентации креативных стартапов и выставка «Креативные инновации Москвы», в рамках которой 16 компаний представят свои продукты в сферах веб-дизайна, моды, ювелирного дизайна, компьютерной графики, анимации, медиа, аудиовизуального искусства, VR- и AR-технологий, 3D-графики и других. В рамках основной программы «Российской креативной недели» выступят руководитель департамента Алексей Фурсин, первый президент института «Стрелка» Илья Осколков-Ценципер, заведующий кафедрой проектов в сфере культуры отделения культурологии философского факультета ВШЭ Валерий Анашвили, член экспертного совета Министерства культуры РФ Арнольд Гискин, президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко, директор центра дизайна Artplay Сергей Десятов, директор дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский, директор Музея Москвы Анна Трапкова, основатель RadugaDesign Иван Нефедкин, основатель фестиваля Plums Анна Титовец, основатель Lookport Алексей Волк, основатель Mubert Алексей Кочетков и многие другие. Также состоятся презентации и показ короткометражных фильмов молодых российских режиссеров.
Регионы страны представят на «Российской креативной неделе» свои знаковые проекты и проведут десятки мероприятий.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра выступил официальным партнером «Российской креативной недели». В программу югорской делегации вошли лектории, презентации, выставки и многое другое. На площадке «Искусство» автономный округ презентует первую арт-резиденцию, которая будет создана на территории Ханты-Мансийска. В павильоне Минпромторга Югра представит fashion-концерт в рамках программы «Доступная среда». В мероприятиях «Российской креативной недели» примет участие губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова.
11 сентября на гала-вечере Пермского края будет представлена программа Пермского театра оперы и балета — концерт с участием солистки Пермской оперы, заслуженной артистки Российской Федерации Надежды Павловой и камерного оркестра Пермской оперы (художественный руководитель и главный дирижер — Артем Абашев). В программе вечера — произведения эпохи барокко и струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» Петра Чайковского. Также Пермский край презентует новое социально-культурное пространство — «Завод Шпагина», создаваемое в контексте сохранения и инновации объекта промышленного наследия. Кластер, расположенный в исторической части Перми, станет площадкой для флагманских музейных и театральных проектов региона и крупных фестивалей международного уровня. Преобразования здесь уже начались: локация стала постоянным местом для культурных событий. Сегодня «Завод Шпагина» посещают 100 тыс. гостей ежегодно.
12 сентября Тульская область и фестиваль «Толстой» представят в парке Горького спектакль-променад «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с», посвященный воззрениям Льва Николаевича на отношения мужчины и женщины. Специально для «Ясной Поляны» его создали режиссер, лауреат премии «Прорыв» Семен Александровский и драматург, лауреат «Золотой маски» Михаил Дурненков. Зрители разделятся на две группы, «Левина» и «Кити», и пойдут разными маршрутами навстречу друг другу, окунувшись в мир произведений Толстого.
Арт-объект тульского завода «Октава» — микрофон — будет расположен на входе в парк Горького. В специализированной студии будут записываться подкасты с участниками программы «Российской креативной недели». Также там будет звучать произведение художника Олега Макарова, созданное для Музея станка творческого индустриального кластера «Октава».
Будет презентован музейный квартал Тулы — проект, не имеющий аналогов в России. На полностью отреставрированной улице находятся филиалы сразу трех федеральных музеев: Государственного исторического музея, музея-заповедника «Куликово поле» и музея-усадьбы Толстого «Ясная Поляна».
Нижний Новгород представит арт-объект, выполненный нижегородскими художниками Артемом Филатовым и Иваном Серым совместно со студией дизайна Kurt Studio. Инсталляция «Горький опыт» посвящена жизни и творчеству знаменитого писателя Максима Горького. На «Российскую креативную неделю» приедет творческий десант — делегация Nizhny Creativity Team. Среди участников делегации — художники, специалисты в сфере современного искусства, театральные деятели, представители студий дизайна, коммуникационных агентств, IT-специалисты и урбанисты.
Вместе с Российской государственной библиотекой «Российская креативная неделя» выпустит серию видеороликов, посвященных профессиям в креативных индустриях. Героями станут художники, журналисты, писатели, продюсеры и бизнесмены, которые передадут молодому поколению свои методы, подходы, лайфхаки и знания. Среди них — писатель, лауреат премии «Дебют» Александр Снегирев, автор telegram-канала о моде и фэшн-медиа Good morning, Karl! Катя Федорова и художник перформанса Ольга Кройтор. А на сайте «Недели» появится цифровая полка с книгами для профессионалов креативных индустрий, составленная из фондов Национальной электронной библиотеки.
«Российская креативная неделя» продолжится на других площадках города.
С 11 по 13 сентября в «Мультимедиа Арт-музее» состоится финал Всероссийского конкурса проектов в сфере креативных индустрий Art Team. Участие в нем примут авторы 80 работ из 36 субъектов РФ. Задачей слушателей очного курса станет формирование стратегии развития креативных индустрий в регионах. Кураторы и спикеры Art Team познакомят участников с принципами системной поддержки и формирования среды для эффективного развития проектов.
В период проведения «Российской креативной недели» Союз креативных кластеров, созданный ведущими творческими институциями России, представит насыщенную событиями программу. 14 художников-резидентов проекта «Открытые студии» «Винзавода» продемонстрируют его промежуточные итоги, а 11 галерей обновят свои экспозиции. Дизайн-завод «Флакон» представит следующие программы: «Кинофлакон» — бесплатные тематические кинопоказы в своем кинотеатре; «Лекторий» — лекции и воркшопы для гостей «Флакона» и жителей района; «Перформанс» — индустриальные технологии в понятной форме. В пространстве Artplay PORTAL пройдет «ЛИТресенье»: гостей ждут встречи с поэтами Grappa Boy и Яной Мкр и книжными блогерами. В ЦТИ «Фабрика» откроются новые выставки: «Время действия сети» Оксаны Юшко, «Feel the brand» Джона Пешкови и «Закон сохранения звука» Анастасии Галеевой. В креативном творческом кластере Vernissage пройдет фестиваль мультфильмов «Леляленд» в честь празднования 100-летнего юбилея Леонида Ароновича Шварцмана. 7−13 сентября на базе завода «Гамма» пройдет фестиваль уличного искусства и молодежной субкультуры, а в городе состоится акция «День без турникетов». Жителей и гостей столицы ждет около 30 креативных площадок, где состоятся очные экскурсии. Данные мероприятия организованы при поддержке департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
14 сентября в театре «Практика» будет показан спектакль «Мастерской Брусникина» «Транссиб» — исследование России через двухнедельное путешествие в плацкарте. Творческая группа «Мастерской» и студенты школы-студии МХАТ отправились в этот непростой путь от Москвы до Владивостока, чтобы привезти в столицу несколько сотен интервью, лучшие из которых стали спектаклем «Транссиб».
Архитектура «Российской креативной недели» будет выстроена с учетом всех требований Роспотребнадзора. Предусмотрено полное соблюдение санитарных норм, включая дезинфекцию помещений и контроль ношения масок.
Информацию о регистрации на события и другие условия участия можно узнать на сайте «Российской креативной недели». Ключевые мероприятия будут доступны в онлайн-формате: желающие смогут посмотреть трансляции на официальном сайте.