Иллюстрации MB
Исследовательская компания Millward Brown выпустила юбилейный рейтинг BrandZ Top 100. В 2015 году общая стоимость брендов-участников составила 3,3 трлн долларов, тогда как десять лет назад они оценивались в 1,4 трлн долларов. По сравнению с прошлым годом первая сотня подорожала на 14%.
Стоимость китайских брендов за десять лет выросла на 1004%. Если в 2006 году в рейтинге присутствовал всего один участник из Китая, то сейчас число представителей Поднебесной достигло 14. Успехи китайской экономики налицо, чего нельзя сказать о России и Бразилии. Из-за рецессии они не попали в BrandZ Top 100, а Индия теперь представлена только одним брендом — банком HFDC.
Напомним, что в 2008–2010 годах Millward Brown включала в рейтинг один российский бренд — МТС, с 2011 года к мобильному оператору присоединился Сбербанк. В предыдущем рейтинге они оценивались в 12,2 млрд и 12,6 млрд долларов соответственно. На данный момент их стоимость не превышает 11 млрд долларов — таков показатель Scotiabank, который находится на 100 строчке.
Снижение цен на топливо и экономические санкции в отношении России негативно повлияли на рейтинг. Особенно заметно просела категория «Нефть и газ»: Россию в ней представляют «Газпром» (5,2 млрд долларов, –17% к 2014 году) и «Роснефть» (5 млрд, –10%). Многие западные компании отказались от совместного освоения арктического шельфа, опасаясь последствий сотрудничества с российскими компаниями.
Российские бренды до сих пор малоизвестны глобальной аудитории, признают эксперты Millward Brown. Мешает им политическое и рыночное устройство, где доминирует государство.
Даже e-commerce с его огромным потенциалом охватывает далеко не все население страны. Будущее российских брендов неопределенно, как и перспективы развития самого государства. Основным вопросом является влияние слабеющего рубля и санкций, в том числе ответных.
Впрочем, ограничения для ряда западных компаний могут пойти на пользу отечественным, и открыть больше возможностей для роста, говорится в отчете. Ослабление российской экономики сказалось на многих компаниях из BrandZ Top 100. Ряд автоконцернов ушли с рынка, хуже пошли дела у люксовых брендов и пивоваров.
Что касается рейтинга в целом, то лидером 2015 года стал Apple, чей бренд оценивается почти в 247 млрд долларов. Корпорация вернула себе первое место во многом благодаря успеху iPhone 6. В итоге ее товарный знак подорожал на 67%. Google сместился на вторую строчку со 173,7 млрд долларов. В первую пятерку также вошли Microsoft, IBM и Visa. Китайский интернет-ритейлер Alibaba впервые попал в рейтинг и сразу же занял 13-е место с 66,4 млрд долларов.
Бренд | Стоимость бренда 2015 (млн $) | Рост (%) | |
---|---|---|---|
1 | Apple | 246,992 | 67 |
2 | 173,652 | 9 | |
3 | Microsoft | 115,500 | 28 |
4 | IBM | 93,987 | -13 |
5 | VISA | 91,962 | 16 |
6 | at&t | 89,492 | 15 |
7 | Verizon | 86,009 | 36 |
8 | Coca-Cola | 83,841 | 4 |
9 | McDonald's | 81,162 | -5 |
10 | Marlboro | 80,352 | 19 |
11 | Tencent | 76,121 | 43 |
12 | 71,121 | 99 | |
13 | Alibaba Group | 66,375 | New entry |
14 | Amazon.com | 62,292 | -3 |
15 | China Mobile | 59,895 | 20 |
16 | General Electric | 59,310 | 9 |
17 | Wells Fargo | 59,272 | 5 |
18 | United Parcel Service | 51,798 | 9 |
19 | Disney | 42,962 | 24 |
20 | MasterCard | 40,188 | 2 |