В 2022 году благосостояния российских потребителей ослабло, особенно в части долгосрочной стабильности, возможностей накоплений и самочувствия. Большинство респондентов считают, что на возврат к обычной жизни может уйти от года и более. Чтобы преодолеть трудности, граждане сокращают крупные траты, в том числе на дорогостоящие товары и услуги (60%), отпуска, путешествия, поездки (42%), одежду и развлечения (40%), следует из совместного исследования «Срез потребительских настроений в РФ № 1: новая реальность — 2022» компаний «Ромир» и «Яков и Партнёры», поступившего в Sostav.
Несмотря на заметное ухудшение всех факторов восприятия благосостояния (включая доходы, здоровье, профессиональное развитие, безопасность, досуг и отдых, заботу о себе, качество жилья), ряд потребителей, особенно молодое поколение, проявил устойчивость к изменениям. Молодежь и покупатели с высоким доходом ожидают некоторого улучшения благосостояния семьи в ближайшие полгода. При этом опрошенные всех категорий дают более позитивный прогноз относительно благосостояния семьи по сравнению со своим местом работы или страной в целом, что говорит о росте семейных ценностей и соответствующей корректировке потребительских предпочтений.
С точки зрения оценки трат за последние полгода респонденты уже отметили снижение расходов на предметы роскоши, путешествия, рестораны и электронику. При этом опрошенные заявили об увеличении расходов на ЖКХ, лекарственные препараты и медицинские услуги, продукты, связь и интернет, а также бытовую химию. Что касеется продуктов питания, то за последний год опрошенные увеличили траты на молочную продукцию (39% респондентов), свежие фрукты и овощи (36%), бакалею (34%), птицу (34%), яйца (33%) и мясную продукцию (33%) и сократили расходы на деликатесы и готовую еду (7%).
Инна Караева, исполнительный директор холдинга «Ромир»:
Мы видим, что покупатель сегодня оказался в нестабильной экономической среде, что привело к активации стратегий экономии, о важности экономно подходить к покупкам говорят все поколения — 41%. Однако покупатель сегодня не готов жертвовать качеством продуктовых товаров: здоровье на первом месте. В целом россияне оказались на 28% более склонны отмечать важность здорового питания.
В большинстве своем потребители изменили набор брендов в продуктовой корзине: 39% из них — из-за роста цен, 33% — из-за ухода с рынка привычных брендов, а 21% — для тестирования отечественного производства. У потребителей с высоким доходом состав брендов изменился сильнее всего. Зумерам лучше всех удалось сохранить привычный состав корзины. Беби-бумеры переходят на отечественные марки охотнее, чем все остальные. При этом более половины респондентов перешли с брендов на СТМ.
В целом одним из ключевых факторов выбора ритейлера стало удобство при совершении покупок: магазины у дома лидируют по частоте покупок (62% респондентов посещают их два-три раза в неделю и чаще). С точки зрения каналов продаж 68% респондентов по-прежнему предпочитают совершать покупки в офлайн-канале, а четверть отметили, что их покупки разделились примерно поровну. Для 56% опрошенных важен физический опыт при выборе товара. При этом триггером для перехода в онлайн может стать более выгодное ценовое предложение, снижение стоимости доставки, а также уменьшение минимальной стоимости заказа.
Для половины опрошенных (51%) возросла роль промоакций. Потребители отмечают, что, помимо скидок и широкого ассортимента, важно масштабное информирование об акциях и увеличение сроков их проведения. Для 40% респондентов более значимую роль стали играть системы лояльности, при этом наиболее ценится прямая выгода в виде скидок, бонусов и кешбэка.