Свободная занятость с каждым годом становится все популярнее, при этом планомерно растет и рынок фриланс-услуг, и количество свободно занятых, и число компаний, готовых сотрудничать с фрилансерами. Есть ли жизнь за пределами найма для маркетологов и что делать, если вы сами решили выйти в свободное плавание, разбираемся ниже с Анастасией Усковой, генеральным директором технологической группы Rocket Humans.
Джанго, освобожденный
Мир уверенно движется в сторону проектной и свободной занятости. Необходимость пересматривать бизнес-модели в связи с кризисным давлением и быстро меняющимся технологическим стеком, дефицитом кадров и предпочтениями соискателей из поколения зуммеров и миллениалов, толкают бизнес на сторону аренды кадров вместо классического найма. Число вакансий для фрилансеров в компаниях растет по всему миру, а общий рынок фриланса уже достиг отметки в $7 трлн и, по данным PwC, и удвоится к 2025 году. Россия не отстает от общемировых тенденций. Рынок фриланс-услуг в нашей стране также должен увеличиться вдвое в ближайшее время и пробить отметку в $100 млрд. При этом, даже по самым скромным подсчетам ФНС, опыт фриланс работы есть уже у каждого 10-го экономически активного гражданина. Независимые же исследования говорят о рынке на 10−15 млн участников или 20% от всего занятого населения.
Специалисты уходят в свободное плавание
Ключевые причины такого роста — глобальная тенденция рынка труда на перестройку с долгосрочных контрактов на проектные, и переориентацию на аренду кадров вместо найма. Это позволяет компаниям быть более гибкими в вопросах управления трудовыми ресурсами и легче адаптироваться к изменениям, параллельно оптимизируя расходы на персонал. А также относительно “свежий” налоговый режим НПД (Налог на профессиональный доход) или самозанятость, который благодаря простоте регистрации и ведения дел, отсутствии лишних административных барьеров и низкой налоговой ставке прекрасно подходит для легального оказания услуг как бизнесу, так и физическим лицам.
Спрос рождает предложение
Маркетологи стабильно входят в топы самых востребованных фриланс-специалистов на протяжении последних лет. Копирайтеры, SMM и SEO-специалисты, таргетологи, аналитики традиционно пользуются высоким спросом наряду с ИТ-специалистами и дизайнерами и возглавляют списки самых высокооплачиваемых фрилансеров. Так, начинающие специалисты могут рассчитывать на вознаграждение от 15 до 35 тысяч за проект, более опытные за свои услуги могут получать 50−70 тысяч. Но определенного потолка тут нет, все зависит от компетенций, опыта, и количества заказчиков, которые вы сможете “переварить”. Казалось бы, рынок высоко конкурентный, маркетологов полно, но на деле компании с каждым годом все больше тратят на рекламу, активнее осваивают онлайн-каналы. Поэтому свой кусок пирога получит даже джуниор специалист. С той лишь оговоркой, что брать он будет скорее количеством, а фокусироваться на услугах для малого и микробизнеса, пока не прокачает портфолио.
Где искать заказчика?
Вариантов тут множество, от банального сарафанного радио и социальных сетей до профильных маркетплейсов и фриланс-бирж. Примерно в таком же порядке мы бы порекомендовали начинающим фрилансерам искать первых клиентов — сначала расскажите о своем деле друзьям и друзьям друзей, поделитесь готовностью брать заказчиков в собственных аккаунтах в социальных сетях. Для этого, конечно, не лишним будет привести их в подходящее состояние. Убедиться, что ваш аккаунт выглядит профессионально, в ленте у вас посты о работе и ваших успехах, а не фото с прошедших вечеринок.
Однако лучшим способом найти клиента будет все-таки регистрация на специализированных биржах. Система рейтингов, гарантии платежей, а где-то и электронный документооборот для легализации отношений — все это сделает работу фрилансера не только проще, но и безопаснее. Вариантов на рынке много.
К примеру,
- freten.ru хорошо подойдет новичкам, так как биржа является универсальной и полностью бесплатной.
- kwork.ru — еще один популярный инструмент, который привлекает в том числе бизнес-заказчиков, так как сервис гарантирует возврат средств, если фрилансер допустил просрочку или не выполнили задание.
- FL.ru — одна из старейших фриланс-бирж, на которой часто ищут диджитал-специалистов.
Что важно знать?
Предположим, что компанию-заказчика вы нашли. При работе через маркетплейс обе стороны, как правило, застрахованы “безопасной сделкой”. Но, как показывает практика, часто, познакомившись через биржу, через 3−4 месяца, компании предлагают фрилансерам продолжить работу напрямую. В таком случае думать о гарантиях и легальности вам придется самим.
Определитесь с налоговым статусом
Как правило, компании в последнее время отдают предпочтение самозанятым и ИП. Там уплата налогов остается на стороне исполнителя. При этом стать самозанятым можно буквально за пару минут. Отчетность вести не надо, а налоговая ставка в случае работы с юридическим лицом будет 6% от суммы дохода. ИП регистрировать сложнее. К тому же нужно ежегодно делать взносы в ПФР и соцстрах. Но и зарабатывать можно больше (потолок для ИП на упрощенке составляет 219 млн рублей в год), тогда как по льготному режиму самозанятости доход не должен превышать 2,4 млн в год. Как только вы пробьете этот потолок, вы будете обязаны сменить налоговый статус. И помните, что согласно законодательству, маркетологи могут применять налоговый режим для самозанятых при условии, что заказчиком маркетинговых услуг не является нынешний работодатель самозанятого или бывший менее двух лет назад.
Составьте договор
В отличие от наемных сотрудников, которые работают по трудовым договорам, фрилансеры и их права не защищаются трудовым кодексом. Единственное, что может помочь вам в случае спора с заказчиком — договор. Убедитесь, что в договоре указан статус самозанятого (если вы работаете как плательщик НПД), а также прописаны условия передачи заказчику чека из приложения «Мой налог», например, в мессенджере, по почте или лично. Кроме этого, договор должен содержать в себе обязательные пункты об оказываемых услугах, порядке приема работ сроках исполнения и расчетах. Так вы обезопасите не только себя, но и вашего заказчика.
Ограничения для маркетологов-самозанятых
Также внимательно относитесь к формулировкам в договоре. Оказывать услуги маркетологам-самозанятым можно, а вот заниматься агентской деятельностью, то есть действовать от лица заказчика, согласно закону об НДП, — нет. То есть, к примеру, заказчик просит вас найти площадки для рекламы и заключить с ними договор — по сути, в таком случае вы становитесь агентом, а закон об НПД запрещает агентскую деятельности для самозанятых. Поэтому такие задачи можно брать либо в статусе ИП, либо в статусе физлица на ГПХ, либо ограничивая спектр услуг. Например, сфокусироваться только на поиске подборе и анализе площадок, а переговоры с ними от лица заказчика отдать обратно в штат.
Три веселых буквы
Также не стоит упускать из виду еще и последние нововведение по части маркировки рекламы. Для самозанятых, которые занимаются размещением рекламы хоть для себя, хоть для клиента, действуют такие же правила, как для юридических лиц. Но с небольшой надстройкой в виде необходимости отчитываться перед ОРД перед запуском рекламной кампании о том, для кого они запускают рекламу, и загрузки закрывающих документов к договору, в рамках которого оказываются эти рекламные услуги. В случае нарушения штраф для гражданских лиц составит от 2000 до 2500 рублей. А вот для заказчика (юридического лица) суммы серьезнее — от 100 до 500 тысяч рублей.
Вместо вывода
В целом же, работа самозанятого маркетолога практически ничем не отличается от работы самозанятого мастера по маникюру или юриста. Режим достаточно универсальный и удобный к применению для представителей самых разных профессий. Только держите в голове особенности работы с ОРД и правильные формулировки в договоре. Ну и уходить на фриланс нужно в целом отдавая себе отчет, что за возможностью выстроить баланс между работой и личной жизнью и разнообразием проектов, кроется затрудненный карьерный рост, ненормированный график и отсутствие стабильности. Перед тем, как отправляться в свободное плавание обязательно взвесьте все за и против.