«Яндекс.Маркет» и Сбербанк официально запустили маркетплейс «Беру!», который они тестировали в течение пяти месяцев. За это время площадка онлайн-торговли привлекла более тысячи продавцов товаров и 3,6 млн пользователей ежемесячно, сообщил на пресс-конференции генеральный директор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков.
За период бета-тестирования покупатели совершили 180 тысяч заказов на «Беру!». Сейчас на площадке представлены 100 тысяч товарных позиций, которые охватывают девять товарных категорий: электроника, бытовая техника, красота, здоровье, компьютерная техника, дом и дача, детские товары, товары для животных и продукты питания.
В маркетплейс интегрирована умная программа лояльности «Беру! Бонусы» с использованием технологии машинного обучения, рассказал директор по маркетингу «Яндекс.Маркета» Влад Свириденко.
По его словам, программа лояльности будет стимулировать повторную покупку. Покупатель получит скидку в рублях, скидку в процентах или бесплатную доставку.
«Беру!» нацелен стать лидером на российском рынке онлайн-торговли, для чего в течение нескольких лет будет расширять ассортимент продаваемых товаров, пояснил Максим Гришаков. В перспективе «Беру!» планирует ввести возможность заказа товаров через голосовой помощник «Алиса» и приложение «Сбербанк.Онлайн».
Сбербанк и «Яндекс.Маркет» закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере интернет-торговли в апреле этого года, а в мае начали тестировать маркетплейс «Беру!» с товарами разных продавцов. Тогда СП оценивалось в 60 млрд рублей. Сбербанк также приобрел вновь выпущенные акции «Яндекс.Маркета» на сумму 30 млрд рублей. «Яндекс.Маркету» и Сбербанку принадлежат по 45% акций в СП, остальные 10% составляет опционный фонд.
После запуска бета-версии маркетплейса «Беру!» Александра Дорф обвинила его в плагиате. Владелица товарных знаков «Беру!» и Beru! требовала компенсацию в размере 5 млн рублей. Сервис даже мог сменить название. В итоге «Яндекс» приобрел миноритарную долю в сервисе Александры Дорф и получил исключительные права на бренд.
Компанию с сфере интернет-торговли создает и конкурент «Яндекса» — Mail.Ru Group. Интернет-компания вместе с «МегаФоном», Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и китайским интернет-гигантом Alibaba Group основали СП в сентябре этого года. В него войдут активы Alibaba в России и ее трансграничные операции (включая AliExpress и Tmall), а также принадлежащий Mail.Ru Group маркетплейс Pandao.
Планируется, что платформа онлайн-торговли будет интегрирована в социальные сети. Mail.Ru Group принадлежат крупнейшие из них — ВКонтакте и Одноклассники. Согласно собственным данным интернет-компании, ежемесячная аудитория ВКонтакте составляет 97 млн пользователей, Одноклассников — 71 млн.
«Яндекс.Маркет» и Сбербанк тоже планируют развивать трансграничную торговлю, но не в рамках маркетплейса «Беру!». Платформа для покупок товаров из Китая, Японии, Кореи, США и Великобритании будет запущена уже в этом году.
Максим Гришаков, гендиректор «Яндекс.Маркета»:
Товары, которые покупаются из-за границы, составляют от 20% до 30% рынка. Это отдельный сегмент трансграничной торговли. В ближайшее время мы запустим платформу, которая поможет покупать зарубежные товары, не только из Китая. В трансграничной торговли мы будем конкурировать именно этой платформой. «Беру!» не занимается импортом товаров. На «Беру!» можно купить только те товары, которые уже представлены на российском рынке.
Российский рынок онлайн-ритейла динамично развивается в последние годы. По итогам 2017 его объем достиг 1,04 трлн рублей, согласно оценке Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). При этом темпы роста рынка замедлились: в 2017 году он увеличился на 13%, тогда как в 2016 году — на 21%. Сейчас на e-commerce приходится не более 5% от всего всего рынка ритейла в России, по данным «Яндекс.Маркета» и OZON.ru.
К 2024 году российский e-commerce вырастет более чем в два с половиной раза и составит 3,491 трлн рублей, прогнозирует Morgan Stanley. Лидерами рынка будут компании, созданные при участии «Яндекса» и Mail.Ru Group, добавляют аналитики.