В конце прошлой недели завершился один из самых амбициозных проектов Минпромторга, который потенциально может затронуть всю брендинговую отрасль. Речь идет о конкурсе на разработку «Знака качества» для обозначения высококачественных российских товаров по примеру аналогичного советского знака. Пример действительно оказался заразительным – чиновники выбрали работу, которая не только напоминает знаменитый пятиугольный знак 1967 года, но и автором которой выступил соратник разработчика советского знака.
Проект по выбору «Знака качества» для российских товаров был запущен осенью прошлого года. Чиновники таким образом решили простимулировать развитие промышленности в нашей стране, которая уже продолжительное время демонстрирует весьма неутешительную динамику. «Знак качества» - лишь один из этапов масштабной маркетинговой кампании по продвижению отечественных товаров легкой промышленности, за разработку и реализацию которой отвечает группа Media Arts.
Детали механики использования знака пока неизвестны: заявлялось, что «Знак качества» будут выдавать производителям после многоуровневого процесса оценки качества продукции и на ограниченное время. Также известно, что начать чиновники планируют с FMCG-сектора, а отвечать за выдачу будет специально созданный оператор.
Гораздо больше внимания было уделено выбору непосредственно графического символа: был объявлен всероссийский конкурс, за организацию которого отвечал Центр современного искусства «Винзавод», а за выбор работ – Экспертный совет, в который входили многие известные профессиональному сообществу лица (Петр Банков, Эркен Кагаров, Сергей Серов и другие).
Всего было подано более 500 работ, из которых эксперты выделили десятку лучших. В этой десятке оказались логотипы как малоизвестных авторов, так и маститых специалистов – Дениса Золотарева, Леонида Фейгина, Дмитрий Мордвинцева. Большинство работ так или иначе обыгрывали пятиконечный символ 1967 года, автором которого является Валерий Акопов.
Прежде, чем назвать победителя, было проведено голосование на двух площадках: народное в Livejournal и экспертное на Sostav.ru. Наши читатели, несмотря на анонимность представленных работ, безошибочно выбрали знак известного специалиста Леонида Фейгина под названием «Медведь». Знак действительно заметно выбивался из общего ряда однотипных геометрических конструкций.
В беседе с Sostav.ru Леонид объяснил выбор медведя в качестве логотипа желанием придать эмоциональность знаку, который является по своей сути наградой, а не стандартом. «Сложно проявлять эмоции в отношении геометрической фигуры, легче любить собачку, кошку. Насколько понимаю, было подано очень много эмоциональных работ, но все они были «запороты», остался только наш медведь. Да и то, видимо, потому, что он похож на звезду», - пошутил Леонид Фейгин.
Однако Минпромторг во главе с министром Денисом Мантуровым выбрал пятиконечный знак с буквой «К» внутри, автором которого является Дмитрий Мордвинцев, соратник Валерия Акопова по студии «Акопов Дизайн». Такое решение было неоднозначно принято в брендинговой отрасли.
«Минпромторг использовал «запрещенный прием», сославшись на Экспертный Совет. Я прочитал имена тех, кто принимал решение по знаку, встал и поклонился - это гуру и боги для меня. Но знак-победитель все равно неудачный. Шейп - общее место, литера внутри напоминает ВДНХ-79, все эти разрывы, округлости - короче, визуальная коммуникация невыразительная. Но печалиться особо не о чем - бывает и хуже. Мне довелось посмотреть все работы-финалисты. Пожалуй, Совет выбрал лучшее из того, что было», - прокомментировал президент Depot WPF, сопредседатель АБКР Алексей Андреев.
«Мое впечатление от данного конкурса такое: похоже на то, что большинство дизайнеров воспринимают их как хороший шанс «сбыть» на них что-то старенькое и непроданное. Авось подойдет, чего время и силы тратить на конкурсы? Этот явно не исключение. Хороших, продуманных работ нет. Есть формально подходящие тем или иным боком знаки разного качества. Выбирать особо не из чего, увидел два более-менее приличных. Из того что есть выбрал бы медведя, просто по причине того, что оригинальнее других, сделан качественно и будет хорошо работать при уменьшении и воспроизведении в один цвет. Мой основной комментарий - либо надо завязывать с подобными инициативами, либо дизайнерам относиться к таким конкурсам серьезнее», - выразил свое мнение творческий директор дизайн-студии LINII Михаил Губергриц.
«Мой фаворит в идейном плане, разумеется, медведь. Смелый был бы ход, выделялся среди прочих клеймов и медалек. Хороший вклад в бренд страны. Победивший знак рыночную задачу решает, для старшего поколения особенно. Взгляд видит в принципе знакомую картинку. О пользе знака судить сложно. Сейчас знаку предстоит работать совсем в другой рыночной и визуальной среде. Года через 2-3 будет уже понятно как именно это работает», - отметил генеральный директор Plenum Илья Лазученков.
И действительно – сейчас важнее, каким образом проект будет развиваться дальше. Как будет проходить процесс отбора качественных российских товаров, повлияет ли это хоть как-либо на развития промпроизводства. Найдутся ли в стране товары, на которые можно будет повесить подобный знак… Кстати на последний вопрос на церемонии оглашения победителя ответил член Экспертного совета Дмитрий Карпов: «Я спокойно вижу этот знак на РПГ-29 – на лучшем гранатомете в мире. Я вижу ее на Т-99».