За год Россия опустилась с 10 на 23 место в рейтинге лучших цифровых экономик мира. При относительно высоком уровне доступа населения к цифровым технологиям и сервисам в нашей стране наблюдается низкий уровень доверия к использованию персональных данных коммерческими и государственными организациями. К таким выводам пришли авторы глобального исследования Digital Society Index 2019: Human Needs in a Digital World, подготовленного Dentsu Aegis Network .
Перемещение России в рейтинге не означает стремительной потери позиций, а связано с расширением выборки опроса — она увеличилась с 10 до 24 стран. Возглавляют список Сингапур, США и Китай. Великобритания, которая лидировала в прошлом году, опустилась на 5 место. Скандинавские рынки доминируют в первой десятке.
Цифровые потребители хотят вернуть контроль
Отчет Digital Society Index 2019 выявил новую тенденцию: люди критически настроены к государственным учреждениям и частным компаниям, которым они предоставляют персональные данные. Только 45% людей во всем мире верят, что организации, которые хранят персональные данные, защищают их конфиденциальность. Восемь из десяти заявляют, что готовы прекратить вести бизнес с организацией, не соблюдающей правила использования данных. Это основной фактор недоверия к компаниям.
Цифровые технологии меняют отношения между брендами и клиентами: отсутствие доверия и забота о здоровье побуждают людей искать баланс при потреблении цифровых медиа. Согласно исследованию, 44% людей предприняли шаги по сокращению объема данных, которыми они делятся в интернете, 27% установили программное обеспечение для блокировки рекламы, 21% активно ограничивают количество времени, которое они проводят в интернете или у экрана смартфона, и 14% удалили учетную запись в социальной сети.
Сейчас брендам становится сложнее работать с потребителями, особенно с теми, кто стремится сократить время, проведенное онлайн. Этих людей сложнее вовлекать в активности. Однако есть те, кто склонен чаще использовать цифровые продукты и услуги (например, делать покупки в интернете, пользоваться приложениями для заказа такси или прослушивания музыки). Все это создает цифровой парадокс для брендов.
Тим Андре, генеральный директор и председатель Dentsu Aegis Network
Спустя тридцать лет после появления интернета цифровые технологии продолжают оказывать огромное влияние на социальную и экономическую ситуацию во всем мире. Digital стимулировал экономический рост, создал рабочие места, помог избавить миллионы людей от бедности и изменил нашу жизнь. Но стремительное развитие инноваций и их влияние на здоровье человека вызывает обеспокоенность. Нам нужно задуматься о том, как использовать данные и технологии не только ради экономической выгоды, но и на благо общества в целом.
Я надеюсь, что этот отчет вдохновит на новый разговор о цифровой экономике в долгосрочной перспективе и позволит брендам и компаниям использовать технологии для улучшения жизни людей.
Эксперты отмечают кризис доверия к цифровой экономике, поскольку digital-сервисы не всегда могут удовлетворить потребности людей — базовые, психологические и социальные. Растущее недоверие к новым технологиям побуждает потребителей возвращать контроль над своими действиями в цифровой среде, и это влияет на бизнес.
На глобальном уровне существует разрыв между перспективой развития цифровых технологий и их воздействием на человека. 58% людей считают, что сейчас преимущества digital доступны только ограниченному количеству пользователей. 33% опрошенных обеспокоены негативным влиянием цифровых технологий на здоровье и качество жизни, особенно молодых людей. Еще 57% взволнованы темпом перемен, и эта цифра возрастает до 80% на таких рынках, как Бразилия, Китай и Индия.
Менее половины людей во всем мире считают, что их цифровые потребности удовлетворяются, и только одна треть полагает, что цифровые технологии помогают создавать рабочие места.
Только 45% людей доверяют бизнесу по вопросу защиты их персональных данных. Почти половина людей во всем мире предпринимают шаги для сокращения объема данных, передаваемых через интернет, а каждый пятый активно ограничивает время пользования интернетом.
Каждый третий говорит, что цифровые технологии негативно влияют на здоровье и качество жизни.
Базовыми потребностями являются: доступ к цифровой инфраструктуре (например, к интернету, мобильной сети) и доверие к использованию персональных данных.
Психологические потребности охватывают влияние цифровых технологий на здоровье и личное благополучие.
Потребности в самореализации подразумевают наличие необходимых навыков, образования и возможностей для поиска работы.
Социальные потребности означают оптимизм в отношении того, что технологии могут решить самые насущные проблемы в мире и оказывают общее положительное влияние на общество.
Общая оценка по странам
Оценка удовлетворенности потребностей в digital по странам
Последствия для брендов
Современные тенденции несут существенные последствия для брендов и компаний с точки зрения их взаимодействия с пользователями в цифровых каналах. В отчет дается ряд рекомендаций:
- Небезопасное хранение и использование персональных данных являются фактором недоверия к компаниям номер один. Бизнес-структурам нужно конкурировать за открытость и прозрачность использования данных. Брендам необходимо сосредоточить внимание на взаимодействии с пользователями, чтобы быть более открытыми.
- В условиях растущей дискуссии на тему негативного влияния социальных сетей и цифровых технологий на здоровье бренды должны выяснить, как они могут помочь людям осуществить цифровой детокс. Тем самым они смогут повысить лояльность, помогая пользователям быть онлайн на своих условиях.
- Использовать технологии для более эффективного обучения. Чем позитивнее люди относятся к цифровым технологиям с точки зрения их профессиональных навыков и развития, тем выше вероятность использования цифровых продуктов и услуг.
Методология
В рамках исследования совместно с консалтинговым агентством Oxford Economics были опрошены более 43 000 человек в 24 странах. Индекс рассчитывался с учетом следующих критериев: динамичность (как сильно цифровая экономика влияет на рост), уровень доступа к digital (масштаб развития) и доверие (как рынки укрепляют доверие к цифровой экономике). Такая метрика позволяет оценить, насколько хорошо страны строят цифровую экономику для всех.