Иллюстрация Depositphotos
HeadHunter специально для Sostav.ru проанализировал количество вакансий, резюме и средних зарплат по десяти наиболее распространенным в рекламной отрасли позициям. Обзор охватывает основные профессии, характерные для медийных, креативных, digital-агентств и продакшн-студий. Для анализа были выбраны 97 тыс. вакансий и 77 тыс. резюме, размещенных на сайте hh.ru в 4 квартале 2014 и 2015 гг, в целом, в 2014 и 2015 гг.
В 4 квартале 2015 года зафиксировано увеличение спроса практически по всем позициям по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Исключения составили только две позиции: позиция digital креатив менеджера и продакшн-менеджера, спрос на которые упал на 5% и на 25% соответственно.
Спрос на позицию клиент сервис менеджера остался на уровне прошлого года. Самой массовой по количеству вакансий по-прежнему является позиция «аккаунт-менеджер» - 14,2 тыс. вакансий. Для сравнения: копирайтеров - второй по полярности позиции – 613 вакансий, арт-директоров – 127 вакансий.
Продолжает расти востребованность таких позиций, как креативный директор и стратег, спрос на эти вакансии вырос на 22% и 18% соответственно. Спрос на аккаунт-менеджеров, во многом благодаря массовости своей профессии, и вовсе побил рекорд, увеличившись на 46%.
Руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова связывает положительную динамику роста спроса в 4 квартале 2015 с тем, что второе полугодие прошлого года для бизнеса было гораздо удачнее, чем первое. Поэтому основной рост спроса на персонал пришелся на последние месяцы года.
Позиция | Прирост/падение спроса в России (4 квартал 2015 в % к 4 кварталу 2014) | Количество вакансий в России в 4 квартале 2015 | Количество вакансий в России в 4 квартале 2014 |
Аккаунт-менеджер | 46% | 14211 | 9743 |
Копирайтер | 13% | 613 | 542 |
Арт-директор | 10% | 127 | 115 |
Креативный директор | 22% | 33 | 27 |
Стратег | 18% | 86 | 73 |
Медиабайер | 4% | 166 | 160 |
Медиапланер | 11% | 41 | 37 |
Digital креатив менеджер | -5% | 35 | 37 |
Продакшн-менеджер | - | 9 | 12 |
Клиент сервис менеджер | - | 6 | 6 |
Что касается итогов года, то в 2015 году давление экономической ситуации смогли выдержать только аккаунт-менеджеры (рост по сравнению с 2014 годом на 7%), арт-директора (рост на 7%), креативные директора (31%) и стратеги (24%).
Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter
Количество вакансий на эти позиции в ушедшем году было выше, чем годом ранее. При этом по всем рассматриваемым позициям, кроме аккаунт-менеджеров, количество вакансий было небольшим.
Так, если на позицию аккаунт-менеджера в 2015 г. было доступно 45 тыс. вакансий, то, например, на позицию арт-директора – 622 вакансии, креативного директора – 140 вакансий и стратега – 272 вакансии.
Эксперт также обратила внимание на напряженную конкурентную ситуацию для большинства позиций. «Так, в январе 2016 г. на одну вакансию арт-директора претендовало 33 человека, на позицию копирайтера – 27 человек, стратега – 13 человек», - добавила Игнатова.
В целом, по итогам года зафиксировано падение спроса практически по всем позициям по отношению к позапрошлому году. И особенно большое падение среди позиций среднего порядка, как среди креативных, так и медийных. Спрос на копирайтеров, к примеру, снизился на 27%, на медиапланеров – на 29%, а на медиабайеров – на 32%.
Мало представленными на рынке остаются вакансии продакшн-менеджер и клиент сервис менеджер: всего 43 и 26 вакансий за год. Правда, судя по итогам года, вакансия клиент сервис менеджер оказалась весьма востребованной – спрос на нее вырос на 37%.
Позиция | Прирост/падение спроса в России (2015 в % к 2014) | Количество вакансий в России в 2015 г. | Количество вакансий в России в 2014 г. |
Аккаунт-менеджер | 7% | 45114 | 42175 |
Копирайтер | -27% | 2407 | 3315 |
Арт-директор | 7% | 622 | 583 |
Креативный директор | 31% | 140 | 107 |
Стратег | 24% | 272 | 220 |
Медиабайер | -32% | 536 | 793 |
Медиапланер | -29% | 141 | 198 |
Digital креатив менеджер | -6% | 106 | 113 |
Продакшн-менеджер | -12% | 43 | 49 |
Клиент сервис менеджер | 37% | 26 | 19 |
Запрлаты, как и следовало ожидать растут крайне медленно. По данным Банка данных заработных плат HeadHunter, на данный момент самый большой фактический доход среди представителей медийных профессий зафиксирован у у креативного директора - порядка 205 тыс. рублей.
Далее следуют арт-директора со средним доходом в 128 тыс. рублей в месяц и стратега – с 112 тыс. рублями ежемесячного дохода. Доход остальных специалистов и нашего колеблется в основном в пределах 50 – 70 тыс. рублей.
Позиция | Количество вакансий за последний месяц в России, шт. | hh.индекс в России в январе 2016 | hh.индекс в России в августе 2015 | |
| 5720 | 11,9 | 49,6 | |
| 201 | 26,7 | 56,6 | |
| 48 | 32,7 | 127,7 | |
| 9 | - | 205,6 | |
| 29 | 12,8 | 112,5 | |
| 102 | 6,1 | 68,9 | |
| 19 | 5,1 | 46,0 | |
| 20 | 11,0 | 64,5 | |
| 2 | - | 50,0 | |
| 17 | 0,6 | 55,0 |
* - по данным Банка данных заработных плат HeadHunter