Поставщик IT-решений в области электронной коммерции Easy Commerce (партнёр группы OKKAM (ex dentsu Russia) ) провёл исследование маркетинговой зрелости крупнейших e-grocery площадок. Лидером стал маркетплейс Ozon. Он набрал 4,6 балла, а также по шести направлениям получил высшие оценки. «Яндекс Маркет» и «СберМаркет» поделили второе место (3,9 балла), за ними следует сервис «Впрок» (принадлежит X5 Retail Group) с 3,7 балла.
В рамках Easy Commerce Placement Ranker (EPR) компания проанализировала 11 платформ, на которых представлены товары повседневного спроса: Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», «СберМаркет», «МегаМаркет», «Впрок», «Самокат», «Магнит», «Яндекс Лавка», «Яндекс Еда» и Delivery Market.
Эксперты Easy Commerce оценили сервисы по разным параметрам, которые разделили на 10 групп:
- Основные показатели: трафик, динамика аудитории, продажи, количество покупок и средний чек.
- Инвентарь: рекламные форматы, рассылки, сэмплинг, спецпроекты, live-стриминг.
- Медиа click-out: рекламные форматы, наличие пикселя.
- Внешние медиа (кобрендинг): каналы для привлечения пользователей, в том числе диджитал-форматы и ТВ, возможность передачи аудитории.
- Возможности таргетинга: доступные сегменты и функции.
- Аналитика: объёмы, сроки и удобство постотчётности.
- Контент: гибкость товарных карточек и их составляющих.
- Спецпроекты: геймификация, наличие кастомных форматов, сроки подготовки.
- Партнёрство: открытость площадки, сертификация, готовность к Test&Learn.
- Лояльность: программы лояльности, бонусные механики, работа с отзывами.
Как отмечают аналитики Easy Commerce, на занявшем первое место Ozon не только можно купить «практически всё», но ещё оформить банковскую карту или спланировать отпуск. Компания также лидирует по объёму рекламной выручки. По прогнозам агентства, к концу 2023 года её доля составит 53% от всего рынка.
«Медийный инструментарий находится на промежуточном этапе развития, его качество варьируется от площадки к площадке. Это усложняет жизнь рекламодателям и не позволяет им пользоваться всеми возможностями медийки. При этом спрос на построение знания в онлайн-ритейле высокий», — отмечается в исследовании.
Сергей Абрамов, CEO Easy Commerce:
Составляя данное исследование для рынка, мы опирались на ключевую проблему — отсутствие прозрачности и понимания возможностей всеми участниками. Каждая из рассматриваемых площадок обладает своей целевой аудиторией и своими возможностями по работе с ней, а благодаря нашему ранкеру у рекламодателей появится конкретное понимание, какая из площадок способна решить ту или иную задачу бизнеса с помощью инвестиций в рекламу.
По прогнозам Okkam, в 2023 году рекламный рынок в России вырастет на 47% с учетом e-com. Расходы брендов на продвижение в e-com увеличатся в четыре раза, и сами маркетплейсы будут одними из главных драйверов рынка.