За последние пять лет в маркетинге появилось много новых направлений, помимо более распространенных SMM и таргета. Компании все чаще добиваются внимания клиентов с помощью эмоционального воздействия и персонализированных предложений: используют «очеловеченных» чат-ботов, измеряют силу эмоциональной реакции на продукт и режиссируют увлекательную пьесу с покупкой в конце. И зачастую новые направления маркетинга рождаются не на рынке, а благодаря сотрудникам, которые видят в них потенциал и начинают сами расти за пределы своей области. Какие нестандартные направления сейчас только начинают появляться, а также, как к ним подступиться тем, кто уже работает в маркетинге, в колонке для Sostav рассказала Ирина Семенок, директор по маркетингу образовательной платформы «Нетология».
Покорите пользователей с помощью человечных чатботов
Conversational маркетинг или разговорный маркетинг — это автоматизированное общение с пользователями в режиме реального времени с помощью чатов, чат-ботов или разговорных целевых страниц.
Технологии искусственного интеллекта близки к тому, чтобы сделать общение с ботами таким же удобным и приятным, как с компетентным сотрудником службы поддержки. Персонализированное взаимодействие позволяет выявить болевые точки и выстроить более прочные отношения с аудиторией. Такой вид общения с бизнесом предпочитают 90% пользователей, а 59% маркетологов отмечают, что чат-боты повышают вовлеченность пользователей на 10% и больше.
Безусловно, инструменты, которые делают общение с пользователями автоматизированным, уже существуют. Но отдельных специалистов разговорного маркетинга на рынке пока не встретишь, ведь направление еще не так развито в в России. Однако задачи по настройке чат-ботов могут выполнять специалисты по комьюнити-менеджменту или мессенджер-маркетингу.
Чтобы запустить в компании такой канал коммуникации с пользователями, специалисту нужно соединить в себе эти две компетенции. Мессенджер-маркетолог отвечает за техническую составляющую настройки чатов и чат-ботов, а навыки комьюнити-менеджмента позволят подбирать такие команды и текстовые сообщения, которые будут более личными и человечными. Соединение компетенций поможет выстроить правильную воронку разговорного маркетинга, чтобы у пользователя не складывалось впечатления диалога с роботом. Не лишним будет и умение работы с большими данными, которые собирает компания, так как при подборе наиболее подходящих текстовых команд нужно знать, на основе чего пользователи принимают решение о покупке.
Решите жизненные проблемы клиентов вместе с инклюзивным маркетингом
Инклюзивный маркетинг рассматривает продукты, услуги или приложения в таком контексте, который вызывает у людей глубокий эмоциональный отклик и заставляет почувствовать, что их заметили и поняли. Такой способ продвижения может подчеркнуть или разрешить вопросы, связанные с этническими, гендерными и социокультурными различиями.
Задачи инклюзивного маркетинга — понять и удовлетворить потребности целевой аудитории, вовлечь потенциальных покупателей за счет повышения эмпатии и решить жизненные проблемы. При этом каждый представитель целевой аудитории должен чувствовать себя в центре внимания, так как 72% потребителей готовы взаимодействовать только с маркетинговыми сообщениями, которые соответствуют их конкретным интересам.
В России инклюзивный маркетинг еще не так развит, поэтому границы понятия и набора инструментов, которые нужно применять, размыты. Специалистам, которые хотят внедрить эту практику в своей компании, не обязательно создавать новый продукт. В первую очередь нужно подумать, как компания может повышать эмпатию пользователей и решать их жизненные проблемы уже существующими продуктами. Начать можно с каких-то небольших проектов для продвижения продуктов новым способом, например, с сотрудничества с фондами или с создания бесплатной категории продуктов для решения нужд определенной группы людей.
Среди всех специалистов маркетинга, которые способны взять на себя развитие инклюзивного маркетинга в компании, больше всего для этого подходят PR-менеджеры или менеджеры по партнерствам и спецпроектам. В некоторых компаниях есть отдельные позиции по работе с социальными проектами. А после того, как данное направление начнет развиваться на уровне первых проектов на внешнюю аудиторию, маркетологи могут объединять усилия с продуктовыми менеджерами и запускать отдельные продукты.
Прогнозируйте реакцию на продукт с помощью нейромаркетинга
Нейромаркетологи работают на стыке экономики, маркетинга, психологии и нейробиологии. Они изучают отношение человеческого мозга к продвижению продукта и рекламе в частности. Например, с его помощью оценивают, какой из нескольких вариантов упаковки или какой именно вариант рекламы вызывает наиболее положительные эмоции. Таким образом можно прогнозировать логику потребителя, его реакцию на раздражители посредством измерений процессов в мозгу. Самый простой пример использования инструментов нейромаркетинга на российском рынке — технология вебвизора, доступная в «Яндекс.Метрике». Она анализирует, куда пользователь смотрит на сайте, что замечает, а на что его мозг вообще не реагирует.
Основные инструменты — айтрекинг, функциональная магнитно-резонансная томография и транскраниальная магнитная стимуляция. С их помощью специалисты измеряют силу эмоциональной реакции на тот или иной контент и исследуют взаимодействие между разными источниками информации. Это позволяет быстро оценить привлекательность продукта или эффективность выкладки продукции на полки без создания реальных прототипов.
Функции нейромаркетолога чаще всего в России выполняет обычный интернет-маркетолог, продуктовый маркетолог или веб-аналитик. Отдельных специалистов на рынке по нейромаркетингу пока нет, потому что технологии этой сферы все еще не применяются в широком смысле. И, например, специалисту смежного направления посмотреть, что происходит в вебвизоре «Яндекс.Метрике», не составит большого труда. Но чем больше технологий и инструментов будет приходить на рынок, тем больше вероятность выделения отдельной специальности.
Срежиссируйте маркетинговую трансформацию бренда
Клиентский опыт трансформируется, когда компании меняют упаковку, делают редизайн сайта или обновляют стандарты обслуживания. Современные маркетологи могут связать эти изменения в единый сценарий, используя аналитические и прогностические инструменты, и срежиссировать увлекательную пьесу с покупкой в конце. Маркетинговые активности превращаются в бесконечный сериал, удерживающий внимание аудитории с помощью эмоциональных историй.
Большие данные и машинное обучение помогают выделить из массы общих потребностей людей индивидуальные желания и интересы. Задача маркетологов — предоставить каждому персональный подход, заточенный именно под клиента и в то же время результативный для компании. Наибольший эффект от внедрения Customer Experience получает средний и крупный бизнес, особенно в b2c-сфере. Доли процентов выигрыша в каждом из запроектированных участков контакта превращаются в миллионы на общей массе продаж.
Подходам режиссерского маркетинга специалистов уже постепенно начинают учить, подобные курсы можно найти на рынке. Но что важно, данное направление несколько отличается от описанных выше. Действующим маркетологам не требуется менять профиль и уходить в режиссирование как отдельную сферу. Скорее наоборот, инструменты создания сценариев для кино и построения сторителлинга могут дополнить традиционное продвижение продуктов компании, а научиться их применять может любой сотрудник отдела маркетинга.
Запишите подкаст и организуйте его продвижение
Каждый четвертый пользователь интернета в России слушает подкасты раз в месяц и чаще. Самые распространенные площадки для прослушивания — YouTube, Soundcloud, Apple Podcasts и VK Podcasts. Важные составляющие успешного подкаста — тематика, техническая обработка и продвижение. Опытные подкастеры умеют писать сценарии, строить логику эфира, работать с гостями, разрабатывать план рекламного и партнерского продвижения.
На российском рынке уже существуют множество корпоративных подкастов. Некоторые студии создают подкасты под ключ, например, подкаст для Альфа-банка «Деньги пришли». Такие проекты одновременно затрагивают какую-то интересную для пользователя тему и являются маркетинговым инструментом.
Однако внутри самих компаний редко можно встретить специалиста, который занимается только созданием и развитием подкаста. Чаще всего это задача большой команды маркетологов и контент-менеджеров, продюсеров и сценаристов. Но чтобы специалистам брать на себя задачи по созданию подкаста, необходимо изучить достаточно большой пул информации. Нужно знать рынок подкастинга и понимать, какие форматы и темы интересны аудитории, уметь писать сценарии выпусков и подбирать таких экспертов для участия, чтобы они могли раскрыть проблематику вопроса живо и одновременно просто. Инструменты продвижения подкастов также несколько отличаются от традиционных, и человек, который берет на себя эту задачу, должен уметь работать в первую очередь с платформами дистрибуции, понимать, как происходит загрузка выпусков и как делать, например, бусты.