Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.
Дизайн сайта - Liqium
18+
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) совместно с отраслевым порталом Sostav подсчитала бюджеты крупнейших российских рекламных агентств и холдингов по итогам 2022 года. Рейтинг составлен на основе данных измерителей Mediascope и Admetrix, а также по данным Digital Budget и по результатам опроса медиаагентств. Учитывались рекламные инвестиции на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и интернете.
В рейтинге собрана информация о 96 агентствах. Их совокупный оборот в прошлом году составил 376,3 млрд руб. без НДС.
Оценивались бюджеты на закупки во всех изучаемых медиаканалах: телевидение, радио, пресса, OOH и интернет.
Первая тройка агентств осуществила закупки рекламы на телевидении, радио, в печатных СМИ,
наружной рекламе и интернете на 86,8 млрд руб., а топ-10 участников рейтинга — 210,3 млрд руб.
В тройке лидеров — OMD Optimum Media, Carat и Media Instinct.
Первое место у агентства OMD Optimum Media (входит в OMD OM Group). Совокупный бюджет его клиентов,
по оценке Sostav, в 2022 году снизился на 5,4% до 29,6 млрд руб.
Снижение биллинга OMD Optimum Media связано с уходом международных брендов, прежде всего, PepsiCo,
пояснила «Ведомостям» вице-президент по развитию OMD OM Group Ольга Барская. Ограничением
активности международных рекламодателей объясняет сокращение объема медиазакупок агентства
Mera и главный операционный директор Okkam Дарья Куркина.
Carat (в апреле 2023 года агентство
сменило название на Mera; входит в группу «Оккам»)
спустился с первой на вторую позицию с медиабюджетом 29 млрд руб.
«Разрыв между первым и вторым местом рейтинга выглядит косметическим и является следствием
того, что нет возможности корректно оценить инвестиции в e-com», — также пояснила «Ведомостям» Куркина.
Media Instinct перешёл с четвёртого на третье место. Агентство оказалось в более выгодном
положении, чем конкуренты. Среди его ключевых клиентов в основном отечественные компании.
Более того, накануне геополитического кризиса Media Instinct получило контракт с ВТБ на 14,6 млрд руб.
на два года.
Место | Агентство | Всего | ТВ | Интернет | Пресса | Радио | OOH | Клиенты | Место 2022 | Всего 2022 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | СберМаркетинг | 24 739 |
12 830 |
9 836 |
121 |
523 |
1 429 |
- |
5 |
20 131 |
2 | OMD Optimum Media | 29 609 |
17 997 |
8 705 |
483 |
755 |
1 670 |
М.видео, Спортмастер, Pepsi Co |
2 |
31 301 |
3 | CityAds | 8 314 |
8 314 |
- |
40 |
2 082 |
||||
4 | Media Instinct | 28 132 |
16 106 |
8 065 |
323 |
1 063 |
2 575 |
- |
4 |
26 020 |
5 | People&Screens | 18 389 |
9 334 |
8 033 |
28 |
176 |
818 |
- |
12 |
12 725 |
6 | Carat | 29 025 |
19 407 |
7 271 |
6 |
333 |
2 009 |
- |
1 |
31 868 |
7 | icontext | 5 838 |
5 838 |
Ozon, La Redoute, Аскона, ВТБ, Дом.ру |
22 |
5 498 |
||||
8 | dentsu X | 15 035 |
9 204 |
4 956 |
162 |
108 |
604 |
- |
3 |
30 602 |
9 | Mediaplus Russia | 7 453 |
3 022 |
3 649 |
167 |
43 |
573 |
Почта России, Национальные приоритеты, Leo pharma, British-american tobacco, Останкино |
30 |
3 006 |
10 | Deltaplan | 4 112 |
289 |
3 422 |
64 |
14 |
323 |
Вкусно и точка, Этажи, Tele2, Контур, Алабуга |
32 |
2 972 |
11 | Initiative | 6 879 |
3 273 |
3 241 |
19 |
199 |
146 |
Tele2, Ростелеком, Unilever, Ehrmann, РОСТ |
16 |
10 022 |
12 | SkyTecKnowlogy* | 20 607 |
16 216 |
3 220 |
21 |
218 |
932 |
Tinkoff, Ozon, Магнит, Tele2 |
11 |
12 846 |
13 | MGCom | 3 093 |
3 093 |
- |
31 |
2 988 |
||||
14 | United Partners | 17 655 |
13 313 |
3 046 |
47 |
335 |
914 |
- |
10 |
13 921 |
15 | Артикс | 3 010 |
3 010 |
Тинькофф Банк, MR Group, ВТБ, Пятёрочка, Лента Онлайн, ВкусВилл |
23 |
5 029 |
||||
16 | OMD Media Direction | 10 324 |
6 722 |
2 710 |
34 |
239 |
620 |
Открытие, Метро, Obi, Май, Hayat |
14 |
10 940 |
17 | Go Mobile | 2 557 |
2 557 |
Бургер Кинг, Самокат, М.видео И Эльдорадо, Циан, La Redoute |
41 |
2 043 |
||||
18 | PHD | 4 761 |
2 089 |
2 548 |
20 |
20 |
85 |
Аскона, ПАО Совкомбанк, Летуаль, Донстрой, X5 |
17 |
9 168 |
19 | iProspect | 2 497 |
2 497 |
- |
34 |
2 858 |
||||
20 | StarLink | 9 606 |
6 220 |
2 359 |
53 |
650 |
325 |
Dr. reddy's laboratories, Headhunter, Ашан, Storck, Orimi trade |
8 |
15 019 |
21 | Игроник | 7 371 |
4 130 |
2 205 |
20 |
156 |
859 |
Промсвязьбанк, Национальная лотерея, Россельхозбанк, Почта банк, Ростелеком, Агропромкомплектация , Черкизово, ЛСР |
18 |
8 666 |
22 | Arena | 7 961 |
5 771 |
2 155 |
3 |
32 |
Совкомбанк, Эвалар, Полисорб, Петрович, Подружка |
20 |
6 753 |
|
23 | Starcom | 10 615 |
7 720 |
2 059 |
25 |
65 |
746 |
Вкусно - и точка, билайн, Procter&Gamble, Sandoz, Samsung |
6 |
18 895 |
24 | Havas Media | 8 253 |
5 841 |
1 828 |
19 |
150 |
414 |
Х5 Group, Reckitt, Комос Групп |
7 |
16 901 |
25 | Media Pulse | 5 509 |
3 396 |
1 508 |
17 |
199 |
390 |
Аби Продакт, Газпромбанк, ПСБ, Ресурс (ГАП) |
28 |
3 246 |
26 | Multitec | 16 487 |
13 070 |
1 416 |
60 |
797 |
1 145 |
- |
9 |
14 391 |
27 | Mediasystem | 3 936 |
2 415 |
1 375 |
55 |
8 |
83 |
- |
- |
- |
28 | Easy Media | 7 739 |
5 756 |
1 207 |
198 |
97 |
481 |
Winline, S7, Донстрой, Управление Гражданского Строительства, Home Shopping Russia |
25 |
4 843 |
29 | Mediaplan | 2 708 |
1 350 |
1 115 |
5 |
134 |
104 |
Sintec Group, Мегафон, Убрир |
43 |
1 922 |
30 | UM Russia | 3 778 |
2 448 |
1 042 |
18 |
10 |
260 |
Teva, Hoff, Damate, Иви, Spotify |
21 |
6 194 |
31 | Twiga Digital | 946 |
946 |
Материа Медика, Кортрос, Газпромбанк, Абсолют недвижимость, Дом.рф |
56 |
786 |
||||
32 | Adlabs | 909 |
2 |
908 |
МТС, Orby, Северсталь, ВЕРТЕКС, Светильник-Онлайн |
57 |
699 |
|||
33 | AMDG | 896 |
896 |
- |
55 |
802 |
||||
34 | SA Media | 1 269 |
233 |
838 |
118 |
68 |
11 |
Miuz, Sber, L'occitane, Технопарк |
- |
- |
35 | Mediamaker | 2 853 |
1 762 |
793 |
50 |
5 |
243 |
- |
- |
- |
36 | Media First | 1 592 |
728 |
788 |
23 |
25 |
28 |
Sun Pharma, Биннофарм Групп, Concept Club, Никамед (Ортека), Полисорб |
49 |
1 421 |
37 | Zenith | 3 023 |
1 938 |
787 |
204 |
29 |
65 |
GSK, Inbev, Louis Vuitton |
19 |
8 199 |
38 | OMD AMS | 3 773 |
2 770 |
729 |
106 |
46 |
122 |
Тандер, Протек, Продо |
36 |
2 742 |
39 | Performics | 707 |
707 |
Амедиатека, Росбанк, Фрутоняня, Национальные приоритеты, VK |
39 |
2 269 |
||||
40 | Adventum | 690 |
690 |
Самокат, Инград, ОТП Банк, Ренессанс Страхование, А 101 |
53 |
1 044 |
||||
41 | Media Wise | 3 849 |
2 996 |
593 |
3 |
113 |
144 |
- |
27 |
4 455 |
42 | РОССТ | 1 063 |
283 |
546 |
159 |
39 |
36 |
Subaru,GEDEON RICHTER, Материа Медика, Пик-Фарма, Цитомед |
35 |
2 745 |
43 | Spark Foundry | 1 591 |
983 |
517 |
30 |
62 |
Аквалайф, Рив Гош, Strauss Group |
42 |
1 991 |
|
44 | MOVIE communication group | 2 572 |
1 718 |
512 |
37 |
111 |
194 |
Роснефть, Уралсиб, Krewel Meuselbach, Стильные Кухни, Familia |
29 |
- |
45 | Registratura | 403 |
403 |
- |
62 |
507 |
||||
46 | Mediaminded | 884 |
433 |
401 |
2 |
23 |
25 |
- |
- |
- |
47 | Next Level | 1 150 |
10 |
347 |
5 |
90 |
699 |
ВГТРК, Дом.рф, Медси, МТС, Рен ТВ |
75 |
275 |
48 | Total View | 1 865 |
1 233 |
312 |
46 |
153 |
120 |
Cамолет, Berlingo, Biglion, Петрович |
37 |
2 609 |
49 | Globax Media | 519 |
304 |
115 |
100 |
- |
- |
- |
||
50 | Eff Media | 290 |
4 |
278 |
8 |
- |
- |
- |
||
51 | Artcom WP | 754 |
332 |
254 |
4 |
3 |
163 |
Jadran, Аквион, Эконива, Технониколь, Обнинскоргсинтез |
51 |
1 338 |
52 | Sigma | 1 253 |
986 |
244 |
1,0 |
22 |
Вокхард Европа Лтд, Atlantic Grupa, Schneider Electric , Экстра М , Заречье-девелопмент |
47 |
1 699 |
|
53 | Data Stories | 235 |
235 |
- |
- |
- |
||||
54 | All Agency | 1 321 |
1 014 |
233 |
1,0 |
72 |
1,0 |
- |
52 |
1 227 |
55 | Proximity Media | 805 |
323 |
182 |
0,3 |
301 |
Фск (группа Компаний), Lamoda (купишуз), Selgros, Chery (chery Automobile Co.) |
44 |
1 867 |
|
56 | MediaNation | 166 |
166 |
Лукойл, Адамас, Литрес, О'кей, Эксмо |
63 |
473 |
||||
57 | 19agency84 | 160 |
160 |
Магнит, Кортрос, Сбер, Русагро, Комос Групп |
92 |
13 |
||||
58 | Media Impact | 491 |
263 |
129 |
2 |
84 |
14 |
- |
78 |
231 |
59 | Biplane | 99 |
99 |
- |
94 |
10 |
||||
60 | I-Guru | 93 |
93 |
- |
74 |
302 |
||||
61 | Медиа Анлимитед | 335 |
229 |
85 |
0,2 |
19 |
1,0 |
- |
64 |
469 |
62 | Smart View | 6 114 |
2 059 |
83 |
94 |
408 |
3 471 |
Ренессанс, Самолет+, Окей, ПИК |
26 |
4 836 |
63 | Main Target Group | 600 |
297 |
81 |
2 |
219 |
1,0 |
- |
69 |
388 |
64 | Информэкспресс | 218 |
12 |
74 |
89 |
38 |
4 |
Группа Эталон, MR Group, Rehab family, Афи групп, Водоход |
80 |
175 |
65 | SmartMedia | 71 |
71 |
- |
- |
- |
||||
66 | VA Media | 131 |
67 |
64 |
Правительство Москвы, Mango tele.com, Локо-банк |
82 |
118 |
|||
67 | AVM media | 227 |
170 |
57 |
Berlin-chemie Menarini Group , Marazzi |
54 |
1 024 |
|||
68 | Innocean Worldwide Rus | 131 |
59 |
56 |
2 |
0,3 |
14 |
- |
38 |
2 328 |
69 | I-Brand | 55 |
55 |
Локо Банк, Mantera Group, ГК МИЦ, Бэл Девелопмент, РКС Девелопмент |
68 |
391 |
||||
70 | NM Science | 245 |
184 |
41 |
3 |
2 |
16 |
- |
65 |
440 |
71 | Юнион Медиа Сервис | 827 |
756 |
33 |
34 |
4 |
- |
48 |
1 654 |
|
72 | Resonance | 32 |
32 |
- |
- |
- |
||||
73 | Hit Media | 98 |
60 |
32 |
1,0 |
3 |
3 |
- |
84 |
103 |
74 | AdClients | 27 |
27 |
Capital Group, Dr. Bakers(dr. Oetker), Кухонный Двор, Valartis Group, Ant Development |
88 |
50 |
||||
75 | Weller Media / Веллер Медиа | 529 |
26 |
2 |
2 |
499 |
Департамент предпринимательства и инновационного развития города москвы, Департамент инвестиционной и промышленной политики города москвы, Автономная некоммерческая организация "центр поддержки экспорта, промышленности и инвестиционной деятельности "моспром", Автономная некоммерческая организация "московский экспортный центр", Автономная некоммерческая организация "национальные приоритеты" |
83 |
105 |
|
76 | Сова | 479 |
162 |
22 |
1,0 |
46 |
249 |
- |
- |
- |
77 | Stargate Media Group | 462 |
410 |
15 |
27 |
10 |
Русский Холодъ, Акира Оил, Колеса Даром |
66 |
431 |
|
78 | Art Union | 127 |
80 |
5 |
6 |
28 |
8 |
Chery, Мясной Дом Бородина, Unionpay |
96 |
1 |
79 | AGM Group | 5 |
5 |
- |
- |
- |
||||
80 | Mediaexpert | 155 |
150 |
5 |
Queisser Pharma, Dreame Technology,Планета Увлечений |
- |
- |
|||
81 | РРА | 11 |
4 |
3 |
0,2 |
4 |
- |
70 |
386 |
|
82 | Проект 1147 | 5 |
2 |
3 |
АНО Моспром, Правительство Тверской области, Парк Патриот, РНКБ |
- |
- |
|||
83 | АЗ-Медиа | 8 |
0,2 |
1,0 |
3 |
0,1 |
3 |
- |
76 |
259 |
84 | МОСТ | 130 |
1,0 |
130 |
- |
71 |
336 |
|||
85 | Strong Advertising | 47 |
28 |
1,0 |
5 |
8 |
6 |
Эркафарм, Увелка |
33 |
2 863 |
86 | Medor | 59 |
0,1 |
1,0 |
5 |
53 |
Profi.ru, О'кей, Сбер маркет, Iresidence |
- |
- |
|
87 | Media Insight | 110 |
20 |
1,0 |
0,4 |
23 |
66 |
Glorax, Улыбка Радуги, ЛекОптТорг, Петербургская Недвжимость, Радио Рекорд |
- |
- |
88 | ЭнДжей | 8 |
8 |
- |
- |
- |
||||
89 | PPL-media | 1 535 |
19 |
8 |
1 508 |
Level Group, См-клиника, Тд Петрович, Mercury, Московская Пивоваренная Компания |
50 |
1 370 |
||
90 | FOX publicity | 8 |
8 |
Гк Стройтэк, Одк-умпо, Сз Жк «ботанический Сад», Ржд-медицина, Лукойл |
95 |
2 |
||||
91 | Тор Медиа | 870 |
2 |
868 |
Государственный Академический Большой театр России, Инград, Зарядье (парк), Театр мюзикла, Московский кредитный банк |
60 |
602 |
|||
92 | Аффикс групп | 62 |
62 |
Почта Банк, Коровка из Кореновки, Ключавто, AVA GROUP (АСК), Агрокомплекс |
- |
- |
||||
93 | Лидер Медиа | 153 |
153 |
- |
77 |
231 |
||||
94 | Amedia Outdoor | 151 |
151 |
- |
- |
- |
||||
95 | Media Connect | 26 |
2 |
24 |
Kari, Экспобанк, Colin's, Вкусвилл |
- |
- |
|||
96 | Медиа рум | 13 |
13 |
Азиатско- Тихоокеанский банк, Mfitness , St Michael , Специализированный застройщик Экран |
93 |
12 |
Sostav справочно публикует данные биллингов агентства Nectarin. По техническим причинам агентство не приняло участие в расчёте рейтинга. Sostav провёл анализ клиентских листов Nectarin и учёл их объемы размещений без пересечений с другими агентствами.
Nectarin закупил рекламу в интернете на 1,1 млрд руб., а бюджет агентства на продвижение в OOH составил 0,3 млн руб.
Место | Холдинг / Группа | Всего | МЕСТО 2022 | ВСЕГО 2022 | |
---|---|---|---|---|---|
1 |
|
116 883 | 1 | 97 116 | |
OMD Optimum Media | 29 609 | ||||
Media Instinct | 28 132 | ||||
SkyTecKnowlogy* | 20 607 | ||||
United Partners | 17 655 | ||||
Easy Media | 7 739 | ||||
Media Pulse | 5 509 | ||||
OMD AMS | 3 773 | ||||
Mediaplan | 2 708 | ||||
Next Level | 1 150 | ||||
2 |
|
79 739 | 2 | 79 280 | |
Carat | 29 025 | ||||
People&Screens | 18 388 | ||||
dentsu X | 15 035 | ||||
iProspect | 2 496 | ||||
СберМаркетинг и all.agency выступали баинговыми партнерами группы OKKAM в 2022 году | 14 795 | ||||
3 |
АДВ Игроник
|
43 329 | |||
Havas Media | 8 252 | ||||
Arena | 7 961 | ||||
Mediaplus Russia | 7 453 | ||||
Игроник | 7 371 | ||||
Initiative | 6 879 | ||||
UM Russia | 3 778 | ||||
Adlabs | 909 | ||||
Сова | 479 | ||||
Art Union | 127 | ||||
I-Brand | 55 | ||||
Strong Advertising | 47 | ||||
Медиа рум | 13 | ||||
Проект 1147 | 5 | ||||
4 |
|
25 541 | 3 | 48 117 | |
Starcom | 10 615 | ||||
StarLink | 9 606 | ||||
Zenith | 3 023 | ||||
Spark Foundry | 1 591 | ||||
Performics | 706 | ||||
5 |
|
19 740 | 5 | 26 429 | |
OMD Media Direction | 10 324 | ||||
PHD | 4 762 | ||||
Media Wise | 3 849 | ||||
Proximity Media | 805 | ||||
6 |
|
16 743 | 7 | 15 215 | |
Multitec | 16 487 | ||||
NM Science | 245 | ||||
РРА | 11 | ||||
7 |
Альянс MGCom
и Group4Media |
14 218 | |||
Mediasystem | 3 936 | ||||
MGCom | 3 093 | ||||
Артикс | 3 010 | ||||
Mediamaker | 2 853 | ||||
Mediaminded | 884 | ||||
Data Stories | 235 | ||||
Biplane | 99 | ||||
SmartMedia | 71 | ||||
Resonance | 32 | ||||
AGM Group | 5 | ||||
8 |
|
9 248 | 9 | 8 110 | |
Smart View | 6 114 | ||||
Total View | 1 865 | ||||
SA Media | 1 269 | ||||
9 |
|
6 241 | 11 | 6 005 | |
icontext | 5 838 | ||||
Registratura | 403 | ||||
10 |
|
4 402 | 13 | 3 301 | |
Deltaplan | 4 112 | ||||
Eff Media | 290 | ||||
11 |
|
2 538 | 14 | 2 207 | |
Media First | 1 592 | ||||
Twiga Digital | 946 | ||||
12 |
|
248 | |||
Mediaexpert | 155 | ||||
I-Guru | 93 |
Иностранные компании ушли из России, чем нанесли рынку рекламы болезненный, хотя и не
смертельный удар. Реклама автомобильных и технобрендов, которые прекратили деятельность
в России или приостановили инвестиции в продвижение, занимали не критическую по величине
долю в медиаканалах, прокомментировал сопредседатель комитета медиаагентств АКАР, управляющий
партнер SkyTECknowlogy (ex-SkyTEC) Василий Туровец. При этом, по словам эксперта,
FMCG-сектор начал процесс локализации и пересмотрел отношение к вендорским коллаборациям
с ритейлерами, а финансовый сектор, электронная коммерция и ритейл быстро адаптировались
к новым условиям.
В этой ситуации отечественные игроки получили шанс заявить о себе. Активность отечественных
брендов отразилась на положении SkyTECknowlogy, который занимается медиаобслуживанием
«Тинькофф Банк». Кредитно-финансовое учреждение поднялось в рейтинге 2023 года с 14-й
на четвёртую строчку с рекламным бюджетом в 8,7 млрд руб.
В топ-30 крупнейших рекламодателей по итогам 2022 года вошли 12 отечественных брендов,
в числе которых — «Ростелеком» и «Черкизово». Медиабюджеты этих компаний, помимо прочего,
помогли удержать позиции в рейтинге «Игронику», который остался на 18 строчке, потратив
на продвижение клиентов 7,4 млрд руб. (без учёта биллинга «Альфа-банка»).
Данная положительная динамика помогла не всем агентствам упрочить положение в рейтинге.
Starcom спустился с шестой на десятую строчку, несмотря на то, что «билайн», для которого
агентство закупает рекламу, увеличил свои расходы на рекламу на 54%, с 3,5 до 5,4 млрд руб.
Мария СилкинаCопредседатель комитета медиаагентств АКАР, генеральный директор CaratПо результатам рейтинга можно наблюдать две ключевые тенденции. Во-первых, уход международных игроков из эфира массовых медиа сильно повлиял на позиции компаний в топ-10, усилив тех, кто был исторически больше ориентирован на российский бизнес. Во-вторых, на рынке зафиксирован рост экосистемных игроков и маркетплейсов, которые предоставили широкие возможности для продвижения, сумев стать альтернативой многим зарубежным площадкам. Рынок активно развивает собственные продукты и наращивает экспертизу, достигая высоких результатов.
Общей тенденцией 2022 года стала возросшая активность компаний из сегмента e-commerce.
Электронная коммерция и ритейл-игроки быстро адаптировались к ситуации и продолжили экспансию
на рынке медиа, захватив лидирующие позиции, сказал Василий Туровец. По словам эксперта,
это помогло остановить катастрофическое падение бюджетов части медиаканалов.
Об упрочении позиций агентств, которые работали с e-commerce и ритейл-компаниями,
а также экосистемами, упомянула и директор агентского направления «СберМаркетинга»
Анна Ветринская.
К примеру, People&Screens, которое занимается продвижением «Авито», поднялось с 12
на шестое место рейтинга. Медиабюджет агентства в 2022 году вырос на 44% с 12,7
до 18,4 млрд руб.
SkyTECknowlogy* также значительно укрепило позиции, переместившись с одиннадцатой
на пятую позицию. Ozon — один из клиентов агентства, по итогам 2022 года вошёл
в тройку крупнейших рекламодателей и потратил на рекламу 10,1 млрд руб., что
на 13% больше, чем в 2021 году.
В 2022 году международные коммуникационные холдинги передали управление бизнеса в России локальным акционерам. В результате в первой двадцатке не осталось агентств с иностранными владельцами, при том что раньше закупку рекламы в российских медиа контролировали преимущественно зарубежные компании.
Анна ВетринскаяДиректор агентского направления «СберМаркетинга»Во второй половине прошлого года многие рекламные холдинги не только проходили этап локализации, но и этап консолидации и заключения новых партнёрств. Это значимо изменит привычную картину рейтинга холдингов и групп.
Василий ТуровецСопредседатель комитета медиаагентств АКАР, управляющий партнер SkyTECknowlogyВ 2022 году произошло кардинальное изменение ландшафта. У нас больше нет разделения на сетевые агентства и локальные; нет 100% международных групп; появились коллаборации и стратегические партнерства между агентствами из разных секторов и ex-рекламных групп. Я с надеждой смотрю на развитие конкурентного поля, которое позволит развивать агентский бизнес в медиаиндустрии.
*Media Instinct Group и агентство SkyTecKnowlogy завершили сотрудничество с 2023 года.
Американская Omnicom Group в марте передала российские активы локальным
акционерам. При этом OMD OM Group, BBDO Moscow (находится в процессе юридической реструктуризации)
и Media Direction Group продолжили работу, сохранив инструменты и технологии.
Carat, который занял второе место рейтинга, входил в глобальную сеть dentsu.
В марте активы японского рекламно-коммуникационного холдинга также перешли локальным
акционерам. Изменились и названия брендов: в сентябре dentsu Russia переименовали
в Okkam, а Carat в апреле 2023 году стал называться Mera. В числе других агентств группы,
попавших в рейтинг, — dentsu X (9 место; 15 035 млрд руб.), в 2023 году агентство
сменило название на IKS.
Mindshare, Mediacom и Wavemaker принадлежат Group4Media — бывшего GroupM британской
корпорации WPP, который локализовал бизнес в России. После передачи активов российскому
менеджменту их переименовали в Mediaminded (49 место, 884 млн руб.), Mediasystem
(25 место, 3,9 млрд руб.) и Mediamaker (32 место, 2,9 млрд руб.) соответственно.
Агентства Initiative (19 место; 6,9 млрд руб.) и Havas Media (14 место; 8,3 млрд руб.), входящие
в медийные дивизионы группы АДВ, ранее также контролировали зарубежные партнёры, но
с прошлого года принадлежат и управляются российскими акционерами, а французская
Publicis Groupe передала российские активы местному топ-менеджеру Сергею Коптеву.
Компанию переименовали в ГК «Родная речь» (сокращенно Rore). В рейтинг вошли такие
агентства группы, как Starcom (10 место, 10,6 млрд руб.), Starlink (12 место, 9,6 млрд руб.),
Zenith (30 место, 3 млрд руб.) и другие.
Дмитрий КазаковГенеральный директор SA Media GroupИзменения рынка 2022 наверняка найдут отражение в рейтинге рекламных агентств. Более показательным станет 2023 год - мы увидим новый расклад сил в изменившейся конъюнктуре рынка за полный год.
А пока можно сказать, что рынок достаточно быстро оправился, последствия ухода международных брендов не так драматичны, конкурентоспособные агентства и группы продолжают расти с одной стороны успев адаптироваться к изменениям, а с другой - воспользоваться ситуацией и увеличить свою долю рынка. Здорово, что команде SA Media Group это удалось.
Методология значительно не изменилась, поскольку в связи со спецификой 2022 года первоочередной была задача соблюсти преемственность данных и учесть нюансы новых реалий, не потеряв старых наработок в связи с изменениями в поставках независимых данных от нескольких подрядчиков, сказал сопредседатель рабочей группы рейтинга медиаагентств АКАР, директор по медиаисследованиям Media Direction Group Андрей Агафонов.
Алексей БахтеровПрезидент группы Media InstinctМетодология этого рейтинга допускает, что агентство может заявить себе рекламные бюджеты, к которым оно не имеет никакого отношения. Мы надеемся, что рейтинг, носящий статус индустриального, будет предполагать в будущем году серьезную верификацию заявленных агентствами клиентов и бюджетов. Потому что результат, достигнутый нечестным путём, не принесет удовлетворения.
Александр КуликовГлавный операционный директор группы «Игроник»Мы все ударно отработали прошлый, весьма непростой, год и вот результат — баинговый альянс АДВ и «Игроник» вошел в топ-3 крупнейших холдингов России по объемам медизакупок в 2022 году с биллингом 43,3 млрд рублей. В этом году методология подсчета в явном виде показала свое несовершенство — мы, как и другие, недополучили в оценках наших объемов, например, нам не зачли ни в какой мере нашего клиента «Альфа-Банк», есть и другие потери в подсчетах в банковской и телеком категориях. При этом мы верим в этот рейтинг как в единственно верный в индустрии, непредвзятый в отличие от других. Уверен, что и АКАР, и мы — все должны уделить достаточно внимания методологии подсчета, чтобы данные по итогам 2023 года отражали более правдоподобную картину. Попадание в топ-3 дает нам возможность развивать партнерства с другими участниками рынка, совершенствовать профессиональную экспертизу, которая заинтересует и клиентов, и селлеров.
Вероника СевернаяГенеральный директор NMi GroupБезусловно, рейтинг показывает то, как уход глобальных рекламодателей отразился на положении некоторых игроков, но реальность, на наш взгляд, гораздо драматичнее. На расстановку в рейтинге скорее повлияла методология, которую необходимо совершенствовать. Надеемся, отраслевые объединения проведут работу, чтобы более аккуратно оценивать показатели, которые выступают ориентиром для участников рынка и клиентов в течение года.
Ольга БарскаяCопредседатель комитета медиаагентств АКАР, вице-президент по развитию OMD OM GroupРейтинг медиаагентств и холдингов — это ключевой индустриальный рейтинг, над его методологией и регламентом трудились представители практически всех рекламных агентств и групп. И в целом экспертам удалось показать реальную картину рынка.
Мария КолосоваГенеральный директор Group4MediaМы рады тому, что рейтинг АКАР учитывает трансформацию рекламного рынка и рады были видеть, что новые альянсы отражены в рейтинге. Что касается наших биллингов, то здесь, к сожалению, реальная картина не может быть отражена. Неучтенными оказались быстрорастущие каналы с фокусом на продажи и краткосрочный результат, такие как Performance, Retail Media, eCommerce, совместные маркетинговы активности на ТВ, которые составляли ощутимую долю в пироге части наших клиентов. С учетом взрывного роста этих сегментов сумма наших общих биллингов может составить в три раза больше заявленной.
Андрей ЧуваевГенеральный директор АДВПозиция в ТОП-3 рейтинга медиаагентств — это свидетельство огромной работы, которую мы проделали совместно с «Игроник» в рамках нашего баингового альянса. В настоящее время отрасль переживает уникальный период — идет формирование нового рынка, в котором лидирующие позиции занимают успешные консолидации, и новый рейтинг тому подтверждение. Хотя методология подсчёта требует корректировки, в том числе в рамках анализа диджитал-сегмента и формирования стандарта оценки нового быстрорастущего сегмента ритейл-медиа, уверен, что совместными усилиями всех игроков мы придем к оптимальному решению и рейтинг АКАР останется единственным ключевым бенчмарком российской рекламной индустрии. В дальнейшем мы также рассчитываем на усиление позиций нашего альянса.
Оценка производилась на основе данных Mediascope по общим объёмам рекламы, размещённой в локальном, тематическом и национальном эфирах, включая спонсорские заставки и интеграции, а также по результатам опроса медиаагентств. При оценке стоимости учитывались закупаемые объёмы, телеканалы, баинговая аудитория, сетевые и орбитальные выходы, сезонность, длина роликов, выходы в прайм-тайм, выходные и праздничные дни.
За основу расчета медийной рекламы брались данные офлайн-биллингов рекламодателей и результаты опроса агентств. Для оценки бюджетов перформанс-рекламы использовались данные о бюджетах, предоставленные компанией Digital Budget, основанные на алгоритмах и оценке Digital Budget и данных Similarweb. Перформанс включает в себя поисковую рекламу, рекламу в соцсетях. Бюджеты перформанс-рекламы суммировались с бюджетами медийной рекламы.
Оценка производилась исходя из бюджетов рекламодателей с учётом коэффициента надбавки за формат размещения. Подсчёт осуществлялся на основе данных Admetrix и опроса медиаагентств, проведенного Sostav. Коэффициент надбавки за формат размещения: каждый формат, размещённый агентством, умножался на добавочный коэффициент, установленный в результате голосования агентств. Учитывались размещения в 50 городах, а также Москвы и Московской области.
При расчёте использовались данные Mediascope по общим объёмам рекламы, размещённой в печатной прессе в виде коммерческой рекламы и свободных вложений. В оценке бюджетов рекламодателей присутствовали национальное и локальное размещения (в Москве и Санкт-Петербурге) в прессе с учётом средней скидки для базовых и специальных полос, полученной в результате опроса медиаагентств.
Оценка производилась на основе данных Mediascope и опроса медиаагентств, проведённого Sostav. Учитывались закупаемые объёмы и бартерные сделки. Расчёт бюджета каждого рекламодателя проводился по радиостанциям в соответствии со стоимостью минуты размещения на ней.
В прошлом году по мнению экспертов, Национальный рекламный альянс (НРА) делал значительные
преференции отечественным компаниям, которые размещали рекламу на телевидении. Таким способом
альянс стимулировал привлечение новых российских клиентов взамен зарубежных, многие из которых
отменили медиаинвестиции в российское ТВ. Поскольку рейтинг составлялся по докризисной методологии,
эти скидки не учитывались, и позиции агентств, закупающих рекламу на телевидении, могут быть завышенными.
При этом очевидно, что негативные прогнозы о падении рынка, которые звучали в начале 2022 года,
не оправдались. Рынок справился с экономическими потрясениями прошлого года. На месте ушедших
иностранных брендов появились локальные игроки, которые активно адаптируются к новым условиям.
Методология индустриального рейтинга разработана рабочей группой АКАР, куда входят представители крупнейших рекламных холдингов: